Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Доклад начальника отдела образования и молодежной политики администрации Шемуршинского района Н.Г.Игнатьевой на районной педагогической конференции

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://shemur.cap.ru/

Уважаемые коллеги, гости, приглашенные!

В преддверии нового учебного года по старой доброй традиции педагогический коллектив района вновь собрался в этом зале на свой большой педагогический совет для осмысления и обсуждения проблем развития районной системы образования и определения путей их решения на дальнейшую перспективу.

2012-2013 учебный год был годом обновления и дальнейшего внедрения новых государственных образовательных стандартов.

В первых классах школ района федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования начали вводиться с 1 сентября 2011 года. В преддверии внедрения ФГОС отделом образования и общеобразовательными школами была проведена большая работа:

- в каждой школе была в полном объеме разработана нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность по внедрению ФГОС.

- особенности введения ФГОС второго поколения были рассмотрены на родительских собраниях, информация о ходе введения ФГОС размещена на сайтах школ района.

- ФГОС предъявляет высокие требования к личности учителя. Новой школе нужен новый учитель. В связи с этим на протяжении двухлет  шло активное освещение и разъяснение концепции государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения среди педагогических работников района.  

- все учителя  начальных классов и руководители  прошли курсовую подготовку .

- проделана работа по улучшению   материально-технического обеспечения для реализации образовательного процесса в начальной школе в соответствии с требованиями стандарта:

- оформлено рабочее место учителей 1-2 классов. Все компьютеры подключены к локальной сети и сети Интернет. Согласно требованиям Санпин в классах начальной школы произведена замена мебели. В настоящее время осуществляется поставка недостающего компьютерного оборудования для начального звена. Пополняется учебно-лабораторное, спортивное и др. оборудование.

-  формируются   библиотечные фонды общеобразовательных учреждений  в соответствии с  требованиями ФГОС. Все обучающиеся обеспечены учебниками из фонда библиотеки. Приобретаются школами электронные образовательные ресурсы. К новому учебному году библиотечный фонд начальной школы расширен на 2972 экземпляра.

По новым стандартам в прошедшем учебном году занималось 301 учащийся 1-2 классов,  что составило 49,4% из числа учащихся начальных классов.  1 сентября 2013 года в образовательные учреждения придут 149 первоклассников и  449 учеников будут обучаться по новым государственным стандартам, что составляет 74% от числа учащихся начальных классов.

В процессе реализации педагогами ФГОС можно отметить  следующие положительные тенденции:

  • положительная динамика использования учителями начальных классов в образовательной практике учебно-методических разработок и материалов в соответствии с ФГОС (тесты, дидактические материалы, контрольно- измерительный инструментарий);
  • использование учителями в работе с младшими школьниками современных образовательных технологий, развивающих систем обучения;
  • появились первые результаты среди учащихся 1-2 классов:

- 5 учащихся первого класса МБОУ «Карабай-Шемуршинская СОШ»стали победителями Всероссийской дистанционной олимпиады «Домик-семигномик», проведенной Центром дистанционных творческих инициатив «Радиус».(рук. Медведева Валентина Владимировна)

- ученица 2 класса МБОУ «Бичурга-Баишевская СОШ» Угарина Кристина стала призером  республиканского  конкурса «Будущий хлебопек»: в номинации «Лучшая фотография» (рук.Ермолаева Наталия Валентиновна);

- учащиеся 2 класса этой же школы  стали призерами республиканского этапа Всероссийского конкурса «Спорт как альтернатива пагубным привычкам», (рук. Угарина Елена Васильевна).

 Но наряду с положительными моментами есть проблемы, требующие решения:

  • В каждой школе необходимо провести коррекцию всех разделов основной образовательной программы начального общего образования;
  • Подготовить рабочие программы курсов учебных предметов и курсов внеурочной деятельности не только учителям начальных классов, но и учителям-предметникам, работающим в классах , реализующих ФГОС.
  • Охват курсовой подготовкой по проблемам внедрения ФГОС составляет в целом по образовательным учреждениям всего 35,5%, в том числе по руководителям  85%.,что крайне недопустимо в преддверии перехода к ФГОС основного общего образования. Особо хочется отметить неудовлетворительную работу администраций МБОУ «Большебуяновская ООШ», МБОУ «Малобуяновская ООШ» по  курсовой переподготовке учителей, где от 20-до25% педагогических работников последний раз повысили свою квалификацию в 2003, 2004гг.
  • Актуальной остаётся задача формирования общеучебных умений и навыков и компетентностей, которые заложены в новых ФГОС. По результатам входного мониторинга первоклассников в сентябре 2011года  было выявлено, что к обучению в школе готовы 79 % детей, из них 26% - имеют высокий уровень готовности к школе. 21% могут испытывать определенные трудности в обучении  в связи с недостаточной сформированностью предпосылок учебной деятельности.  По результатам  итогового мониторинга с комплексной работой не справились 6% первоклассников. Недостаточно  велась работа со способными детьми На начало года детей с высоким уровнем готовности  было 26%, а повышенный уровень заданий в итоговой работе выполнили только 10%. Поэтому необходимо усилить работу в данном направлении и обратить внимание на  формирование у учащихся основ умения учиться и организовывать свою деятельность.

Федеральный государственный образовательный стандарт – принципиально новый для отечественной школы документ. На сегодняшний день разработаны и утверждены новые стандарты по всем ступеням общего образования. Обязательный переход на ФГОС в пятых классах запланирован на 2015, а в десятых классах – на 2020 год.

Необходимо отметить, что в стандарте  значительно усиливается воспитательная составляющая деятельности школы. В ее задачи входит развитие личности обучающегося не только в рамках урочного пространства, но и во внеурочной деятельности, организуемой по пяти направлениям (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), через такие формы как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д. Количество часов, отводимое на внеурочную деятельность нефиксированное, что позволяет каждой школе рационально планировать занятость обучающихся в течение дня и выбрать  свою оптимальную  модель организации внеурочной деятельности обучающихся на основе изучения  запроса родителей и учащихся.

Внеурочная деятельность в образовательном учреждении существовала всегда, но ФГОС наполнил ее новым содержанием. Педагогические коллективы школ в течение последних двух лет   внедряют в практику методики и технологии, соответствующие требованиям ФГОС не только в 1-2 классах. Происходит корректировка сложившейся в течение последних десятилетий системы воспитательной  работы в целом.

В целях системных изменений в сфере воспитания, дополнительного образования в районе разработана и реализуется программа "Модернизация системы воспитания детей и молодежи в Шемуршинском районе Чувашской Республики на 2011 - 2020 годы". В соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учетом опыта реализации традиций воспитательной деятельности образовательных учреждений в школах разработаны Программы духовно-нравственного воспитания и развития учащихся. Воспитательный процесс в начальных классах осуществляется по школьным Программам воспитания и социализации учащихся начальной школы, разработанной на основе воспитательного компонента ФГОС .

В общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования разработано 210 программ внеурочной деятельности

В прошедшем учебном году  в  районном  масштабе проведены  56 спортивных и 153  творческих  мероприятиий. 

Школьники  района  стали участниками  многих  республиканских мероприятий, проводимых Министерством образования  и молодежной политики Чувашской Республики. Победителями  и призерами республиканских конкурсов стали  40 человек,  победителями и призерами конкурсов федерального уровня стали 5 человек   (всего победителей и призеров двух уровней на 11% больше, чем в прошлом учебном году).  

Классный руководитель

Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники.  Ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя, основная цель деятельности которых в условиях реализации новых образовательных стандартов - сопровождение  и поддержка ребенка в образовательном процессе. Его деятельность должна способствовать формированию инновационного поведения учащихся, создавать условия для проявления инновационной активности детей.  По состоянию на 1 апреля 2013 года функции классного руководителя выполняют 111 педагогов (66 % от общего числа).

В целях повышения роли воспитательной составляющей в деятельности образовательных учреждений, повышения престижа института классного руководства и создания системы моральной и материальной поддержки их деятельности, ежегодно с 2005 года проводится конкурс на определение лучших классных руководителей «Самый классный классный». В этом году  на районном этапе конкурса  приняли участие  14 классных руководителей. Наиболее активное участие приняли педагоги МБОУ «Шемуршинская СОШ», МБОУ «Карабай-Шемуршинская СОШ», МБОУ «Бичурга-Баишевская СОШ».  С 2005г. не было  ни одного участника из МБОУ «Асановская начальная школа-детский сад», МБОУ «Трехизб-Шемуршинская начальная школа-детский сад», МБОУ «Чукальская НОШ».

На республиканском этапе конкурса наш район представляла учитель русского языка и литературы, классный руководитель 11 класса МБОУ «Шемуршинская СОШ» Харитонова Ирина Алексеевна  и стала победителем.

Военно-патриотическое воспитание

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. В свете этих задач повышается значимость военно-патриотического воспитания детей и подростков.     

Значительный вклад в воспитание гражданина-патриота вносят военно-патриотические клубы (2 клуба с общей численностью более 34 человек), кадетское движение (2 кадетских класса с общей численностью более 42 человек, волонтерское движение (13 волонтерских отрядов с общей численностью более 128 человек) .

Ежегодно в школах проводятся  традиционные Уроки Мужества, встречи с ветеранами войны, военно-спортивные игры, благотворительные акции. В этой системе мероприятий особенно следует отметить следующие:

Месячник оборонно- массовой работы, в рамках которого проведены мероприятия, посвященные Дню защитников Отечества, массовые соревнования, тематические классные часы, викторины. 

Фестиваль патриотической песни памяти  Героя России Олега Долгова  (самое активное участие в прошедшем году  приняли учащиеся  МБОУ «Старочукальская ООШ», МБОУ «Шемуршинская СОШ», МБОУ «Карабай-Шемуршинская СОШ», МБОУ ДОД «Шемуршинская ДШИ», они стали победителями в разных номинациях).

Районный слет юнармейских отделений и военно-патриотических клубов «Нам этот мир завещано беречь!»,в котором приняли участие 7 юнармейских отделений и 2 военно-патриотических клуба школ района. Победителем слета стал военно-патриотический клуб «Подвиг» МБОУ «Шемуршинская СОШ», 2 место заняло юнармейское отделение МБОУ «Карабай-Шемуршинская СОШ», 3 место разделили юнармейские отделения МБОУ «Трехбалтаевская СОШ» и МБОУ «Чепкас-Никольская ООШ».

В этом году в районных финальных играх  юнармейского движения «Зарница» и «Орленок» приняли участие 153 подростка. По итогам районных финальных игр среди юнармейских отделений 1 место с уверенностью заняли  команды орлят  и зарничников МБОУ «Шемуршинская СОШ». На республиканском финальном этапе военно-спортивной игры «Зарница» юнармейцы этой школы заняли второе место.

Система военно-патриотического воспитания включает в себя организацию и проведение военно-патриотических акций и конкурсов: «Память сердца», «Ветеранам нашу заботу». В районе действует 38 тимуровских отрядов(с общей численностью более 402 человек ).  Добровольцы   озеленяют и благоустраивают территории вокруг школ, ухаживают за историческими памятниками, помогают по хозяйству ветеранам. Они оказывают адресную помощь ветеранам войны и труды,  одиноким и престарелым людям, занимаются благоустройством села и школы и т.д.

Большую роль в патриотическом воспитании играют различные республиканские и всероссийские мероприятия: в Республиканском этапе Всероссийского конкурса на знание государственной символики Российской Федерации среди обучающихся в образовательных учреждениях (было 25 участников с района);

Республиканская гражданско-патриотическая акции «Салют, Победа!» (более 40участников).

Всероссийская дистанционная викторина «Сталинград. Сталинград, ты огнем был объят» (более 125 участников), конкурс сочинений-исследований «Сталинградская битва: хроника, факты, люди» (более 60 участников), республиканская акция «Февральский свет Победы» (75участников);

Детская общественная организации «Вместе» МОУ «Шемуршинская СОШ».  Стала лауреатом республиканской акции « Февральский свет Победы». А ученица этой школы Алена Львова заняла в республиканском конкурсе «Звезды Сталинграда» 1 место, ученик МБОУ «Трехбалтаевская СОШ» Валиев Марат  - 3 место в межрегиональном конкурсе  «Моя Россия».

В целях  воспитания гражданского сознания, преданности родине в работе со школьниками делается ставка на активное привлечение музеев школы и  села. В  районе   6 школьных музеев.  Участие в поисково- собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри. Хочется отметить работу школьного краеведческого музея МБОУ «Бичурга-Баишевская СОШ»( Руководитель Ермолаева Ирина Валентиновна). Здесь собран уникальный материал 17- 20 веков. Ведется большая поисковая работа. В этом учебном году музей посетили  437 человек: это ветераны войны и труда, выпускники школы, жители села, учащиеся школ района и гости района. 

Школьные общественные организации

Наибольшим потенциалом в  формирования активной гражданской позиции обладают общественные объединения. В настоящее время в районе функционирует 9 детских объединений. Возглавляют их  творческие, инициативные ученики, активно участвующие в подготовке и проведении общешкольных, спортивных мероприятий, школьных линеек, акций, праздников.  Ежегодно в районе проводится конкурс лидеров «Моя инициатива».  В этом году в конкурсе участвовало 7 представителей детских организациях. Победителем в этом году в категории «Старшая группа» стала   Петькова Алина, лидер детскаой организации  «Дом» МБОУ «Карабай-Шемуршинская СОШ», в категории «младшая группа» - Капралов Роман, лидер детской организации «Чепкасинцы» МЮОУ «Чепкас-Никольская ООШ». Следует отметить, что в сравнении с предыдущими годами активизировалась деятельность детских объединений МБОУ «Шемуршинская СОШ»,  снизилось участие в деятельности общественных объединений детей МБОУ «Малобуяновская ООШ», в трех начальных школах ( МБОУ «Асановская начальная школа-детский сад», В МБОУ «Трехизб-Шемуршинская начальная школа-детский сад», МБОУ «Чукальская НОШ) вообще не ведется работа по развитию ученического самоуправления детей.

Ежегодно представители детских организаций становятся обладателями специальных стипендий для представителей молодежи и студентов за особую творческую устремленность. Стипендиатами Главы республики в 2011 году стали 7 чел.; 2012- 5 чел, из них 2 – работающая молодежь района; 2013 – 10, из них работающая молодежь – 1.

В 2012 году в целях поддержки талантливой молодежи Постановлением администрации Шемуршинского района учреждена именная стипендия главы администрации Шемуршинского района для учащихся общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования за особую творческую устремленность. Так по итогам 2012 года стипендиатами главы администрации Шемуршинского района стали 10 учащихся  из общеобразовательных учреждений района (1 – из МБОУ «Трехбалтаевская СОШ», 1 – из МБОУ «Карабай - Шемуршинская СОШ», 2- из МБОУ «Чепкас-Никольская ООШ», 3- МБОУ «Шемуршинская СОШ» и 3 – МБОУ «Бичурга-Баишевская СОШ»).

Экологическое образование

В образовательных учреждениях ведется работа по экологическому воспитанию обучающихся, реализуется она в основном через природоохранную деятельность. Это и уборка садов и парков, и подкормка птиц, и экологические десанты и др. Практически каждое детское общественное объединение активно реализует экологическое направление. В отчетном году проведено 9 районных  экологических мероприятий с  общей численностью участников более 989 человек. Тесно сотрудничают школы и детские сады  с Национальным парком «Чаваш вармане», который проводит большую работу со школьниками по экологическому просвещению.В своей работе используют инновационные формы и методы: орнитологические репортажи, информационное досье, уроки-расследования, интегрированные ботанические экскурсии, тематические праздники и фестивали: «День земли», «День птиц», «Вместе во имя будущего…», «Марш парков» и др. В этом году национальный парк посетили 609 детей.

С каждым годом растет популярность производственно- трудовых бригад. Это решение проблемы летней занятости подростков. Современная школа должна воспитывать в детях чувство уважения к труду не на словах, а на деле.

В этом году трудовыми  бригадами охвачено  300 учащихся. Стало традиционным проведение конкурса на лучшую подростковую трудовую бригаду. В 2012 году на районном этапе приняли участие 5 подростковых трудовых бригад,. Победителем стала ПТД «Шемурша.ru» МБОУ «Шемуршинская СОШ», которая стала победителем и республиканского этапа конкурса.

Работа в семье

Современная школа в условиях модернизации и реализации ФГОС требует более тесного сотрудничества с родителями, взаимодействия с семьей. С участием родительской общественности в образовательных учреждениях проводятся родительские собрания, конференции, классные часы, круглые столы, дни открытых дверей и иные мероприятия. В образовательных учреждениях создаются разнообразные формы общественного правления (попечительские и управляющие советы, родительские комитеты). Ведется консультационно-профилактическая работа с родителями, работают сайты классных руководителей. В последние годы обязательным стало оформление электронных дневников и журналов.

Но остаются вопросы, над которыми необходимо работать:

  • уровень посещаемости родительских собраний в некоторых классах остается по-прежнему низкий, что негативно влияет на поведение учащихся, успеваемость, отсутствие интереса к школьной жизни в целом,
  • Участие родителей в управлении школой, реализуется на недостаточном уровне, родители занимают в большинстве пассивную позицию. Активное участие родителей в школьных Советах еще не стало насущной необходимостью школьной жизни.
  • Только в 30% образовательных учреждений работают активно Попечительский Совет.

В связи с этим, необходимо активнее привлекать родителей к планированию воспитательной деятельности, искать новые формы взаимодействия с родителями своих учеников, пропагандировать положительный опыт семейного воспитания, особое внимание уделить работе родительского всеобуча, администрациям школ поставить на контроль организацию работы с родителями. Также, в целях формирования у учащихся старших классов школ представлений о нравственных основах взаимоотношений между юношами и девушками, нравственных правилах поведения людей в ситуациях конфликта в семье, а также на выработку потребности в создании семьи  Минобразования Чувашии рекомендовано введение с 2013-2014 уч. года в общеобразовательных учреждениях курса «Этика и психология семейной жизни». 

Опека

Предметом особой заботы является обеспечение условий воспитания и содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усиление работы по их социальной защите. По состоянию на 01.01.2013 года в 40 семьях, в которых опекуны выполняют обязанности безвозмездно, проживают 47 подопечных. В 32 приемных семьях проживают 59 детей. Но вместе с тем, в районе высока доля детей оставшихся без родителей.

Одной из мер совершенствования государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является решение вопросов обеспечения жильем указанной категории. На учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях состоит 27 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Объем субвенций из федерального и республиканского бюджета  на обеспечение лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в 2012 году составил 4976,4 тыс. рублей. Обеспечены жильем 6 детей.

Детская преступность

Одним из показателей эффективной воспитательной работы является снижение  детской преступности. Благодаря проводимой работе всеми субъектами профилактики в районе наметилась положительная динамика: на сегодня уменьшилось количество несовершеннолетних, стоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних -14 человек (в 2012г-16). За злоупотребление родителями спиртных напитков, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию, содержанию, обучению детей  были поставлены на учет в школах района 36 семей, в которых проживают 63детей (в 2012г. – 39 семей, в них детей- 66). По итогам первого полугодия зарегистрировано 2 преступления среди несовершеннолетних, (в прошлом году за аналогичный период - 2).

Однако, несмотря на большую работу, проводимую учреждениями образования, родителями подуховно-нравственному развитию и воспитанию личности, наблюдается недостаточная сформированность нравственных  и духовных качеств учащихся.  Настораживает в отдельных случаях среди подростков недоброжелательность, нетерпимость по отношению друг к другу, к людям, неумение вести себя в общественных местах, бережно относиться  к собственности, школьному имуществу, природе. В связи с этим нам всем педагогическим работникам необходимо совершенствовать методы работы с детьми.                                                                                     

Дополнительное образование

Одним из способов реализации воспитательной составляющей ФГОС  должна быть интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности. Само понятие «дополнительное образование» говорит само за себя. Дополнительным оно является по отношению к основному образованию. Оно предполагает, что занятия им происходят во внеурочное время.

Дополнительное образование детей в районе организовано в 2 учреждениях: МОУ ДОД «Шемуршинская детская школа искусств» и АУ ДОД «Шемуршинская детско-юношеская спортивная школа», в которых занимались  337 детей (20 % от общего количества детей 5-18 лет). Кроме того, на базе общеобразовательных учреждений действовали творческие объединения различной направленности с охватом  1184 ребенка (72 % детей от общего количества детей школьного возраста). Одним из видов интеграции общего и дополнительного образования является совместная реализация социальных проектов с привлечением социальных партнеров: АУ «Центр развития культуры Шемуршинского района -3,7 % детей и  БУ «Национальный парк «Чаваш вармане» - 0,9 %.). Всего  дополнительным образованием охвачены 82,5% от общего количества обучающихся, что на 0,5% больше по сравнению с прошлым годом (по республике - 85%).

Всего реализуется  99 образовательных  программ по дополнительному образованию по 15 направлениям.   Наиболее востребованными являются программы следующих направлений: художественно-эстетической –24,9%, физкультурно-спортивной – 26%.

Развивается направление технического творчества. По программам технической направленности занимается 13% от общего числа детей, по сравнению с прошлым учебным годом  количество детей, занимающихся техническим творчеством, увеличилось на 5%.  В перспективе планируется  разработка  новых программ по названному  направлению, чему способствовали  республиканские семинары, проведенные на базе Шемуршинской и Бичурга-Баишевской средних школ.

Особое внимание педагоги уделяют работе с одаренными детьми. В учреждениях дополнительного образования разработаны образовательные программы и определены индивидуальные образовательные маршруты для одаренных детей. На занятиях создается ситуация успеха, дети имеют возможность проявить себя, участвуя в конкурсах и соревнованиях различного уровня: в прошедшем учебном году детские объединения приняли  участие в  46 республиканских и  13 федеральных конкурсах ( на 24 больше, чем в прошлом году).

Вместе с тем, не все учащиеся МБОУ «Шемуршинская СОШ», МБОУ «Бичурга-Баишевская СОШ», МБОУ «Трехбалтаевская СОШ» могут посещать кружки и секции, из-за утвержденного графика перевозки детей по окончании занятий.

Ограничение в финансах не дает возможности полнее реализовать потребности детей в дополнительном образовании, развивать технические виды, обеспечить  системность, последовательность и преемственность в его организации.  Республика планирует уделить серьезное внимание дополнительному образованию детей. И мы надеемся, что состояние с финансированием дополнительного образования изменится в лучшую сторону.

                                                            Спорт

Здоровье человека - актуальная тема для разговора на все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий– одна из главных задач новых Стандартов. Для реализации поставленных задач в течение 2012-2013 учебного года в районе проводились много различных спортивных мероприятий как соревновательного, так и оздоровительного характера, а именно: «Президентские состязания», «Веселые старты», легкоатлетические эстафеты, «Недели физической культуры», соревнования по различным видам спорта. Проведены  такие массовые спортивные акции, как «Спорт против наркотиков», «Спорт – альтернатива пагубным привычкам»», «Молодежь за здоровый образ жизни» и др. Ежегодно в таких мероприятиях участвуют практически все учащиеся школ района. Координирует и направляет эту деятельность образовательных учреждений, обеспечивает их организационно-методическое сопровождение, выстраивает систему итоговых воспитательных мероприятий АУ ДОД «ДЮСШ «Туслах

Ежегодно ДЮСШ «Туслах» проводит Спартакиаду школьников района. В прошедшем учебном году проведена 25 Спартакиада школьников Шемуршинского района по 12 видам спорта. Первые и вторые места среди средних общеобразовательных школ заняли две команды из МБОУ «Шемуршинская СОШ», и третье – команда МБОУ «Б- Баишевская СОШ». А среди основных школ: «Ч-Никольская ООШ», «Ст. Чукальская ООШ» и «Б. Буяновская ООШ». В республиканской Спартакиаде среди школьников на Кубок Президента Чувашской Республики, наш район находится в десятке лучших.

 В целях повышения двигательной активности детей  с 1 сентября 2011 года в объем недельной учебной нагрузки общеобразовательных учреждений введен третий час физической культуры.           Он включен в сетку расписания учебных занятий и рассматривается как обязательная форма организации учебного процесса, ориентированного на образование обучающихся в области физической культуры.. Внедрение третьего урока помог МБОУ «Шемуршинская СОШ» в реализации    проектов «Танцующая школа» и «Плавающая школа».

Но несмотря на это, наиболее острой и требующей кардинального решения остается проблема недостаточной физической подготовки и развития детей. Реальный объем двигательной активности школьников не обеспечивает полноценного и гармоничного физического развития и укрепления здоровья подрастающего поколения, в связи с чем увеличивается число школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Это приводит к тому, что число учащихся, занимающихся в специальной медицинской группе, за последние 3 года хоть и незначительно, но увеличивается.
Для обеспечения необходимого ежедневного объема двигательной активности каждому школьнику, кроме уроков физической культуры, нужен определенный комплекс внеурочных занятий, который организуется не только образовательным учреждением, но и учреждениями дополнительного образования, В связи с этим необходимо :

- увеличить объём двигательной активности учащихся, что требует дальнейшего развития культивируемых в районе видов спорта и внедрение  новых, как- армспорт,  шашки, шахматы, хоккей , волейбол и др. А это требует дополнительных денежных вложений.

-сформировать у учащихся устойчивый интерес и осознанную потребность в сохранении и укреплении здоровья, а также практическом использовании умений и навыков, полученных во внеурочной деятельности;  для этого повысить качество проводимых внеклассных мероприятий.

Важную роль для оздоровления детей и подростков играет организация летнего отдыха и оздоровления  детей.. Различными видами организованного отдыха в рамках летней оздоровительной кампании 2013г. было охвачено 522ребенка, в т.ч. , в пришкольных лагерях с дневным пребыванием детей- 251,в палаточном  лагере 153, взагородных оздоровительных лагерях – 61 , санаторно-курортное лечение получили- 27 детей, через отдел социальной защиты оздоровилось- 30. Были приняты меры по первоочередному обеспечению отдыхом детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Отдохнуло и оздоровилось из  малообеспеченных семей – 78 детей, многодетных – 103, неполных семей -34, из неблагополучных -5, оставшихся без попечения родителей- 11 детей. 

Учебная часть

Качество образования на современном этапе – это не только уровень освоения академических знаний, но и уровень воспитанности, сформированности общечеловеческих ценностей, развитие метапредметных компетентностей, личностных качеств ребенка. Тем не менее, основным показателем эффективности работы в общеобразовательных учреждениях по-прежнему остаются результаты освоения обучающимися государственных программ общего образования. Это еще одна составляющая качества образования, поэтому сегодня в рамках нашего разговора особо хочу остановиться на учебных результатах школ. Уровень освоения образовательного стандарта основного общего образования позволяет оценить результаты ГИА, среднего (полного) – результаты ЕГЭ.

Средний балл ЕГЭ выпускников в 2013 году по русскому языку составил 68,5 (по республике – 66,39), по математике – 53,03 (по республике – 54,6).

Доля выпускников 11 класса, успешно справившихся с двумя  обязательными предметами(математика и русский язык) в 2013 году составила 98,9%, (в 2012 году 100%).

Из числа выпускников общеобразовательных школ, проходивших аттестацию в форме ЕГЭ, не получили аттестаты 1 ученик из МБОУ «Шемуршинская СОШ», что составляет 1% (по республике 2,24%) (2012 г. – по  району  0%, в республике-3,5%, Необходимо отметить, что в Российской Федерации не набрали минимального количества баллов по обязательным экзаменам 2,24% выпускников школ.

Доля выпускников, успешно сдавших два обязательных экзамена в рамках ГИА в новой форме составило 98,5%    (в 2012г-100%) . 3 выпускника 9 классов  (МБОУ «Шемуршинская СОШ»-1, МБОУ «Старочукальская ООШ» -2) не справились с обязательным экзаменом по математике, тем самым учителями вышеназванных школ необеспечен минимум образовательного стандарта по предмету.

Анализ результатов ЕГЭ и ГИА показывает, что не все сданные предметы соответствуют выбранному профилю, Так, например,  в МБОУ «Карабай-Шемуршинская СОШ»  по заявленному  профилю дети должны сдаватьхимию или биологию, однако эти предметы для сдачи в форме ЕГЭ выбрал лишь один ученик из 9, основная масса детей выбрала непрофильный предмет- обществознание. Такая же ситуация второй год повторяется в МБОУ «Бичурга-Баишевская СОШ»: 18,5% детей выбирали непрофильный предмет биологию и при этом 1 ученик не преодолел минимальный порог.

В связи с этим, администрациям  общеобразовательных учреждений совместно с педагогическими коллективами  впредь не допускать  аналогичных фактов, качественно организовывать предпрофильную  подготовку и добиваться, чтобы выбранные предметы сданные в форме ГИА были необходимы для продолжения образования  в профильных классах старшей ступени.

Одним из традиционных показателей качества образования является число выпускников, награждённых золотыми и серебряными медалями за особые успехи в обучении Хочу отметить, что в районе   золотыми медалями награждены  10 выпускников, серебряной - 6.( в прошлом году золото-6, серебро-4).                                               

Олимпиады

Предметные олимпиады являются одной из оценочных процедур, позволяющих выявить отдельные характеристики качества образования. Радует, что количество участников муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников ежегодно растет, как и число победителей и призеров. В 2012-2013 учебном году в муниципальном этапе Олимпиады по 21 предмету приняло участие 617 учащихся республики (в 2011/12 -553 участника), в региональном этапе Олимпиады участвовали 49 учащихся (в 2011/12 – 37 учащихся, в 2010/11 - 28).

Эффективность работы муниципалитетов по результатам участия в системе предметных олимпиад оценивается исходя из того, что каждое место квоты, выделенной для участия на республиканском этапе должно быть заполнено, а каждый участник должен показать результат не ниже минимально-допустимого для участия во всероссийском этапе. В целом по району квота по участию в региональном этапе Олимпиады в 2012-2013 учебном году заполнена на 80% ( по республике - 88,60%.) но радует нас то, что по сравнению с прошлым учебным годом показатель повысился почти в 2 раза. А также повысилась эффективность участия школьников на республиканском этапе.  Победителями и призерами регионального этапа Олимпиады признаны 4 обучающихся, (в 2012г - 2, 2011-1): по астрономии – призёром стал  ученик МБОУ «Шемуршинская СОШ»(учитель Сергеева В.В.), по обществознанию призёром стала, по физической культуре призёром стал  ученик МБОУ «Карабай-Шемуршинская СОШ» (учитель Сабаев И.П.), по литературе призёром стала ученица  МБОУ «Шемуршинская СОШ»(учитель Латыпова З.Н.)

Так, в 2011–2012 учебном году участников было 37, из них 2 призерами (эффективность участия составила 5,4%), а в 2012–2013 учебном году – 49 участников, из них 4 призера (эффективность 8,2%).

Однако, нас не может не беспокоить отсутствие призеров   в течение ряда лет по  другим предметам.  Почему   победители школьных и  районных уровней предметных олимпиад не конкурентоспособны в республике?  Очевидны   управленческие и методические проблемы, связанные с повышением качества работы с одаренными детьми. Они требуют тщательного анализа, а где-то, возможно, и оргвыводов. Для общего роста эффективности участия обучающихся в Олимпиаде (на всех этапах вплоть до заключительного) необходимо усилить подготовку обучающихся, работа должно быть системной. Методическому кабинету отдела  и администрации образовательных учреждений продумать организацию предметных кружков и новых форм работы с одаренными детьми. 

Проектная деятельность

В новых ФГОС большое внимание уделяется проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Конечно эта работа не является принципиально новой. Сегодня существует опыт организации внеурочной деятельности, как это требует ФГОС, с использованием ресурсов школ и учреждений дополнительного образования в организации научно-исследовательской и проектной деятельности. Ежегодно образовательные учреждения района проводят школьные НПК по разным направлениям. Лучшие работы презентуются (представляются) на районную НПК, а затем на Республиканских конкурсах.

В 2012-2013 учебном году обучающиеся 10 школ (83,33% от общего количества общеобразовательных школ) приняли участие в данном мероприятии. Всего на конкурс исследовательские работы представили более 132 обучающихся (2010-2011 год – 105 чел.; 2011-2012 год – 158 чел.). Следует отметить, что растет количество, а не качество представляемых на конкурс исследовательских работ. Если в 2012 году из 158 поданной на заочный тур работы было отобрано только 96 (60,7%), то, в  2012 году, таких работ более 89%.

Из года в год учащиеся школ представляют свои учебно-исследовательские проекты на районную научно-практическую конференцию «Наука. Творчество. Развитие».  Улучшается качество представленных работ. В 2011-2012 учебном году было  62,03 % призёров от числа участников, а в этом году  64,39%  участников стали призёрами.

Все проблематичнее стали выезды на республиканские конференции. Уменьшается количество участников Республиканской конференции-фестиваля творчества обучающихся «Excelsior» (2010-2011 уч. год -  6 участников, 2011-2012 уч. год – 5,  2012-2013 уч. год.3 участника).

Ежегодно только  7 учащихся  района представляют свои работы на  республиканский этап конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь».   

Однако, в организации участия в республиканских конференциях с учащимися есть и проблемы. Частично это объяснятся тем, что наш район находится на отдалённом расстоянии от места проведения республиканских конференций (г. Чебоксары и г. Новочебоксарск). Педагогам приходится организовать выезды детей  за свой счет. ИМЦ отдела  образования и образовательным учреждениям необходимо заложить средства и отработать систему морального и материального стимулирования тех педагогов, которые успешно занимаются исследовательской деятельностью. Поэтому целесообразно внести пункт в положение о стимулировании, в котором предусмотрены надбавки учителям, организующим учебно-исследовательскую деятельность учащихся.                                           

Дошкольное образование

Фундаментом образовательной системы является дошкольное образование, так как здесь формируются физические, интеллектуальные и личностные качества будущих учеников.

В развитии дошкольного образования в последние годы одной из ведущих задач было увеличение контингента детей, охваченных дошкольным образованием.

В настоящее время в связи с вводом в действие дополнительного здания детского сада   «Сказка », практически ликвидирована очередность детей дошкольного возраста. В связи с увеличением контингента детей дошкольного возраста и количества групп в ДОУ процент охвата детей дошкольным образованием вырос с 65 % до 70,2 %.

В районе  на сегодняшний день функционирует 8 муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений, 7 дошкольных групп и 4 группы кратковременного пребывания детей при общеобразовательных учреждениях,1 семейный детский сад.  Детей, получающих общедоступное и бесплатное дошкольное образование -650.

В соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года) в прошедшем году менялась форма и структура общеобразовательных программ муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений. В каждом дошкольном образовательном учреждении на основании федеральных государственных образовательных требований разработана основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Внедрение федеральных государственных требований в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения способствует обновлению системы дошкольного образования и достижения оптимального развития ребенка дошкольника

Уважаемые коллеги!

Завершая свое выступление по теме нашей августовской конференции, хотела бы отметить, что конечно же, не все вопросы были глубоко затронуты и охвачены в докладе, такая задача не ставилась. Проблемы, обозначенные в докладе, и те которые Вы озвучите в своих выступлениях в прениях после доклада, будут прорабатываться в режиме плановой и текущей работы. Нам предстоит в новом учебном году и в дальнейшей перспективе продолжать внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и далее основного общего образования, что потребует большой целенаправленной работы всего педагогического сообщества района по совершенствованию технологии обучения и воспитания, в первую очередь, гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания, по оздоровлению детей, приобщению их к занятиям физической культурой и спортом, дальнейшему развитию общественно-государственных форм управления образованием, развитию инфраструктуры и укреплению материально-технической базы образовательных учреждений.

Уважаемые педагоги, участники конференции! Вступая в новый 2013-2014 учебный год, хочется поблагодарить вас всех, кому небезразлична судьба образования, за работу, которая позволила нам в 2012-2013 учебном году достичь значимых результатов в развитии, совершенствования образования. В этом успехе есть частица труда каждого работника.

Совсем скоро 1 сентября, начинается новый учебный год. Пусть он приведет к новым знаниям и открытиям, которые обязательно принесут успех, счастье, удачу и профессиональный рост. От всей души желаю Вам крепкого здоровья, творческих радостей, душевного тепла.

С праздником!

 Отдел организационной работы администрации Шемуршинского района Чувашской Республики 

Система управления контентом
429170, с.Шемурша, ул.Советская, д.8
Телефон: 8(83546) 2-32-48
Факс: 8(83546) 2-39-04
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика