Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

История Бичурга-Баишевской суконной фабрики

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://shemur.cap.ru/

(Изложение статьи кандидата исторических наук

В.Рожнова, напечатанной в газете «Шăмăршă хыпарĕ»

№ 130 от 31 октября 1991 года на чувашском языке).

Бичурга-Баишевская суконная фабрика строилась в 1853-1854 гг. на даче уездного ведомства  на реке Белая Бездна в семи верстах  от деревни Бичурга-Баишево. Фабрика принадлежала симбирскому  купцу В.П.Крылову. В 1861 году после отмены крепостного права в Чувашии было две суконные фабрики: в деревне Бичурга-Баишево и в деревне Кожевенная  Алатырского уезда на реке Киря во владении помещика П.И.Мятлева. Содержать суконную фабрику в крепостной России могли только помещики. Там трудились их крепостные и временнообязанные крестьяне. Прибыль от выпускаемой продукции поступала в государственную казну. В отличие от предприятий помещиков на Бичурга-Баишевской суконной  фабрике использовалась наемная рабочая сила, что определило большое будущее предприятия. Из-за высокой конкуренции  купеческим предприятиям приходилось постоянно повышать производительность труда, вкладывать денежные ресурсы и использовать новые станки, таким образом, повышалось качество продукции. Кроме того, использование наемной рабочей силы увеличивало темпы производства. Качество изготовляемой продукции было намного выше, чем у помещиков. В 1866 году это предприятие входило в число крупнейших в Симбирской губернии производителей сукна для свободной продажи. Годовой товарооборот составлял 70 тысяч серебром, для свободной продажи было произведено товара на 63 тысячи рублей.

Фабрика состояла из нескольких цехов, в которых   было отечественное и заграничное оборудование.  Главными были моечный цех, сушильный, шерсточесальный, прядильный, ткацкий, суконный, красильный. Бичурга-Баишевская суконная фабрика начала работать в 1854 году. Все машины и станки работали на водяном двигателе мощностью 25 лошадиных сил. В 1860 году на фабрике имелись: 3 сортировочные машины, 28 шерсточесалок, 28 ткацких, 4 прессовочных, 50 прядильных, 3 сукноделательных, 80 ручных ткацких станков, 3 красильных чана.

Фабрика являлась крупным предприятием, в 1810 году там работали 5 мастеров, 400 рабочих, в том числе 180 мужчин, 170  женщин, 45 детей. За год перерабатывали 120 тысяч пудов шерсти, выпускали 80 тысяч аршин сукна разного цвета, в основном голубого, серого, чёрного. Готовую продукцию сдавали в казну для обмундирования армии и выпускали для свободной продажи. Торговали сукном на ярмарках Симбирска, Алатыря, Нижнего Новгорода, Самары и на рынках  в городах и сельской местности.

Шерсть для фабрики закупали в Оренбургской, Симбирской, Самарской губерниях. Всё сырьё доставлялось на фабрику на гужевом транспорте, т.е. на подводах с лошадиной тягой и готовая продукция отвозилась таким же способом. Это требовало большие расходы и делало продукцию дороже.

На фабрике работали в основном крестьяне: русские, татары, чуваши из  Буинского, Алатырского, Корусунского, Курмышского уездов. Условия труда были очень тяжёлые. Рабочий день начинался в 4:30  утра и продолжался до 19.30  вечера, с перерывами 30 минут на завтрак и полтора часа на обед, работали 13 часов в сутки. Ткачи на суконном цехе получали 7 рублей в месяц, ткачи 2 рубля 50 копеек — 3 рубля, подсобные рабочие 1 рубль 80 копеек. Из зарплаты удерживали за питание. К тому же хозяин закупал для них списанную продукцию на рынке, а продавал рабочим ее намного дороже. К примеру, аршин ситца оптом стоил хозяину 15 копеек, а продавал он его на 10-15 копеек дороже. Несмотря на это рабочим приходилось покупать товар, так как возможности выехать на рынок не было. Хозяин иногда давал рабочим в долг.

Плохие санитарно-гигиенические условия подрывали  здоровье рабочих. На суконной фабрике постоянно стоял удушающий запах шерсти. Это способствовало началу различных болезней. Особенно это касалось несовершеннолетних. В бане мылись все вместе — мужчины, женщины, дети. Многие стеснялись и в баню не ходили.

На фабрике В.П. Крылова работала больница на 6 мест. Заведовал ею фельдшер.  В августе 1885 года, когда  была проведена инспекция фабрики,  больница была закрыта. За четыре месяца до прибытия инспектора фельдшер умер. Земской  врач находился в 40 верстах от фабрики и ни разу туда не приезжал.

В 80-ые годы фабрика резко сократила производство сукна. Если из отчета губернатора за 1881 год  видно, что здесь работали 460 человек, то уже на следующий год количество рабочих сократилось вдвое. В 1883 году Крылов написал жалобу губернатору на земское собрание, о том, что они специально повышают прибыль предприятия, следовательно, приходится больше платить налогов.

С другой стороны здесь была и экономическая причина. Многие суконные фабрики снизили цену на сукно, так как они сырьё стали привозить по железной дороге, так же отправляли готовую продукцию, машины и станки стали работать на паровом двигателе, что было удобнее и дешевле по сравнению с водяными двигателями. В таких условиях фабрике, расположенной далеко от железной дороги и водных путей стало очень сложно конкурировать с фабриками, расположенными вблизи железнодорожных и водных путей. На фабрике В.П.Крылова постепенно производство сокращалось.

В 1877 году начала работу Оренбургская железная дорога. Она соединяла Симбирские суконные фабрики с сырьевыми рынками Сызрани и Вязьмы. В начале 1880 года по железной дороге через Волгу начали ездить поезда.

У хозяина Бичурга-Баишевской суконной фабрики В.П. Крылова  в Кезьминре  Симбирского уезда была такая же суконная фабрика. Хотя она также находилась вдали от железной дороги, Волга была рядом.

По данным комитета статистики Симбирской губернии в марте 1885 года на суконной фабрике В.П. Крылова было 206 рабочих, из них – 54 несовершеннолетних. Они работали наравне с взрослыми по 13 часов в день, получали в день 12 копеек. Лишь одна девочка из всех умела немного читать и писать. Школы поблизости не было.

Инспекция по фабрикам за нарушение закона хотела арестовать В.П. Крылова на один месяц, но съезд мировых судей ограничился тем, что решил оштрафовать его на 75 рублей.

В этой трудной обстановке на  фабрики случилось трагическое событие. В это время руководили фабрикой Петр Петрович Крылов и Федор Никитович Шугуров (из деревни Медяновка Курмышского уезда). Шугуров отвечал за стирку и сушку товара. Сам хозяин редко появлялся на фабрике.

Семейные рабочие  жили в отдельном флигеле, остальные – в казармах. Рабочим запретили спать в производственных корпусах. Если в аппаратной строго придерживались правил, то в сушильном цехе рабочие все-таки оставались на ночлег. Это началось, после того как за пьянство уволили директора Малиновского А.С., который был мещанином из города Стародуб Черниговской области. Увольнение случилось за три недели до пожара на фабрике.

Следствие допросило большинство рабочих. Все отметили то, что рабочий день на фабрике начинается очень рано в 4:30 утра, следовательно, есть риск проспать, а за опоздание на 5 минут надсмотрщик и мастер могут оштрафовать. Кроме того,  в свою защиту рабочие сушильного цеха сказали, что ночлежный корпус большой, но там очень грязно. Помещение освещает всего одна лампа, которая очень сильно дымит. А в сушильном цехе тепло и спать на шерсти мягко. К тому же там можно было высушить мокрые вещи и обувь.

18 марта 1887 года ночью возник пожар. Начался он в сушильном цехе из-за перегрева печей, оттуда огонь перекинулся на деревянные моечный и сортировочные цеха. Много людей спали в сушильном цехе, оттуда успели выскочить только несколько человек. В сортировочном цехе также спали рабочие. Шерсть горела как порох. В одно мгновение огонь охватил все помещение. Здесь тоже спаслись только те, кто спал у дверей. Среди спасшихся были сушильщики из Алатыря Николай Иванов и Семен Клементьев. Они спали на кровати у дверей, так как Клементьеву нужно было ночью следить за сушильным цехом, а Иванов с 6-ти утра до 4-ех вечера топил печи и переворачивал шерсть.

Примерно за час до полуночи Иванов проснулся от запаха дыма и обнаружил огонь за дверью сушилки. В тот же момент дверь со скрипом открылась, и в сортировочную проник огонь. Иванов сразу же закрыл дверь и с криком бросился к окну.

Услышав его, прибежал  ночной сторож Дмитрий Арзамасов – крестьянин из  деревни Карсун, он смог вывести Семена Клементьева на улицу. Остальных вытащить не удалось, огонь  полыхал внутри. Крестьяне Кошкувая Салахетдин и Шихабетдин Низаметдиновы  с ожогами лица и тела все-таки успели выбежать наружу. Они спали недалеко от двери. Также спаслись жители Сойгино Тимофей Ефимов и Григорий Иванов, жители Русских Чукал: Петр Лаптев и Леонтий Прокопьев. Прокопьев спал рядом с 20-летним сыном Гаврилой и 19-летним сыном Василием. Проснувшись, он, ничего не понимая, выбежал на улицу. Затем, вспомнив о сыновьях, бросился назад, но было уже поздно: огонь полыхал внутри.

Спасся и крестьянин из деревни Старые Чаки Н.Мухаметзянов. Всех, кто успел спастись, кроме Мухаметзянова, отвезли в Шатыршановскую земскую больницу. На следующий день из-за обширных ожогов умерли С.Клементьев и С.Низаметзянов, затем еще один человек.

Сгорели во время пожара 15 рабочих. Среди них сыновья Л.Прокопьева Василий и Гаврила, жители Русских Чукал: Семен Ильин, Сергей Иванов, Николай Михайлов, Тит Иванов, Владимир Павлов,  жители деревни Яблоновка: Ксенофонт Иванов, Дмитрий Никифоров, из Полевого Сундыря: Шакур Алимов, Зайдулла Зямдеев, Земдихан Мухаметзянов, из Нового Чекурска Низаметдин Хисаметдинов, житель Сойгино Никифор Романов и мещанин из Алатыря Иван Зайцев. В числе погибших жителей села Бичурга-Баишево не было.

Фабрика не была восстановлена, 222 рабочих лишились работы. По официальным сводкам материальный ущерб при пожаре  составил 6,2 тысячи рублей (3 тысячи - здание, 3,2 тысячи - стоимость 350 пудов шерсти). По тем временам эта была огромная сумма. Фабрика для своего времени имела большое значение. Она положила начало развитию капиталистической промышленности в нашем крае, к становлению в Чувашии рабочего класса.

 

 Отдел организационной работы администрации Шемуршинского района Чувашской Республики 

Система управления контентом
429170, с.Шемурша, ул.Советская, д.8
Телефон: 8(83546) 2-32-48
Факс: 8(83546) 2-39-04
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика