Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Анализ комплексного анонимного анкетирования школьников - старшеклассников

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://shemur.cap.ru/

 

С 25 января  по 15 февраля 2010 года  Центром диагностики и консультирования отдела образования, молодежной политики и культуры совместно с социальными педагогами школ района было  проведено комплексное анонимное анкетирование учащихся 9 – 11 классов, в котором приняли участие 308 (70 %) старшеклассников.  Анкетирование проводилось  в целях улучшения качества образования и психологического здоровья школьников.

Данные многочисленных научных исследований, официальной статистики  и  паспорта здоровья района свидетельствуют о неблагоприятной динамике основных показателей здоровья детей по мере школьного обучения. Непосредственное влияние на формирование детского здоровья оказывают факторы внутришкольной среды. Потребность в  гигиенической регламентации учебной деятельности школьников, в организации педагогического процесса, направленного на сбережение здоровья, сегодня особенно актуальна. Известно, что при правильно составленном расписании уроков наибольшая интенсивность нагрузки для учащихся старших классов должна приходиться на вторник и среду, когда работоспособность нарастает, а вначале недели и в конце ее она самая низкая и, соответственно, суммарная нагрузка – наименьшая.

Но  по анализу ответов на вопрос: «Какие дни недели в этом учебном году показались тебе самыми тяжелыми по учебной нагрузке?» можно сделать вывод, что для старшеклассников нашего района  самыми  трудными являются понедельник (39% учащихся) и пятница (32 % уч.), а самым незагруженным днем является среда (15 % уч.), (вторник трудным днем выбрали 29 %  учеников, четверг – 25 %, субботу – 10 %).

Рациональное распределение учебной нагрузки  в течение учебного дня и недели – важный фактор профилактики  утомления школьников, способствующей повышению их работоспособности. Как  видно из ответов учащихся, устают к концу недели 27 %, ( когда как – 46 %,  редко -26 %, никогда – 9 %). Третья часть старшеклассников устает каждый день, возвращаясь домой после школы, когда как – 50 %, 23 % - редко, и только 5 % не чувствуют себя уставшими после школы, 20 % учеников 9 -11 классов испытывают чувство усталости и на уроках в школе.

Ощущение усталости чаще всего вызывают следующие предметы: почти у трети  учащихся (27 %) –геометрия, физика – у 24 %, у 18 % - алгебра,  у 15 % - физкультура, у 14 % - химия, у 11 % - литература, у 10 % - английский язык, у 9 % - русский язык.

Проблема перегрузки остается одной из самых важных. Об этом говорят и медицинская статистика (уровень заболеваемости детей год от года все выше и выше) и психологические исследования. И как бы в школах ни сокращали учебную нагрузку и количество домашних заданий, дети все равно устают. 6 % старшеклассников тратят на выполнение домашних заданий более 4 часов ежедневно, 3 – 4 часа каждый день – 8 % учеников, около 1 -2 часов – 17 % и у 75 % старшеклассников время на выполнение домашних заданий каждый день тратиться по-разному. Но у 50 % учащихся все же остается время на отдых после уроков и выполнения домашнего задания, у 40 % - когда как, почти не остается времени на отдых у 15 % учеников и у 0,6 % (11 старшеклассников) вообще нет времени на отдых.

В каждой школе есть дети, которые учатся хорошо, для них проблема утомляемости не является столь актуальной, как для ученика, который объективно тратит на учебу меньше времени, но учится без желания. Ведь, как известно, человек не устает от любимой работы (даже если ее много и она трудная), а вот от нелюбимой (даже если ее не так много) лишается сил. И  выполнение домашних заданий можно учитывать по-разному: один, добросовестный, но малоспособный, сидит над ними по три часа каждый день, другому и полчаса много.

Среди предлагаемых школьникам вопросов анкеты есть вопрос, касающийся предпочтения ими тех или иных учебных предметов. Необходимо было выбрать не более 3 предметов.

Физкультуре отдали предпочтение 51 % старшеклассников, алгебра  - нравится  28 % учащихся, биология -  26 %, информатика – 25 %, история – 19 %, обществознание – 18 %, география – 16 %, физику  и литературу любят 14 % учеников, английский язык – 12 %, химия – 11 %, технология – 7,5 %, ОБЖ – 5, 5 %.

На что же ориентируются ученики в своем выборе  любимого предмета? К старшим классам  отношение школьников становится наиболее дифференцированным и осознанным, они более критично оценивают  способность учителей обучать школьников, начинают больше задумываться о будущей профессии. Мы получили следующие ответы:

- нравятся объяснения учителей, на их уроках узнаем много интересного и познавательного;

- учителя доступно объясняют, легко выполняются домашние задания по этим предметам;

- учитель заинтересовывает предметом (история, география);

- физкультура – ну куда без нее? Занимаемся спортом, укрепляем свое здоровье, свежий воздух и  не надо думать – голова отдыхает.

- хочу свою жизнь связать с медициной, поэтому нужны эти предметы;

- есть способности к этим предметам;

- нужны эти предметы при поступлении, по ним я достигла определенных успехов;

- по литературе интересно анализировать произведения;

- география – хочу узнать новое в этой области;

- интересно знать историю России;

- эти предметы пригодятся в будущем для моей профессии;

- легко выполняются домашние задания по этим предметам;

- потому что они в ЕГЭ;

- «Потрясающе ведет учительница по истории урок! Очень интересно – каждый бы учитель   так объяснял, и мы бы учились замечательно!», - отметили старшеклассники МОУ «Шемуршинская СОШ».

Старшеклассники также обращают внимание на умение учителя преподавать свой предмет. Наши исследования показали, что основой формирования отношения школьников к своим наставникам является не только эмоциональный компонент взаимодействия между ними, но и оценка учителя как специалиста:

Какие уроки тебе нравятся, поскольку привлекают стиль и методы преподавания учителя?

Какие уроки тебе не нравятся, поскольку не устраивают стиль и методы преподавания учителя?

 

Алгебра  29 %

История 20 %

Физика 16 %

Физкультура 15,6 %

Русский язык 15 %

Биология 13 %

Обществознание 12 %

Информатика 11,7 %

География 10 %

Химия 9 %

Английский язык 8,4 %

Родная литература 8 %

Литература 6 %

Геометрия 6 %

Родной язык 5,5 %

ОБЖ 3,6 %

Технология 2,6 %

Экономика 1,6 %

Право 0,6 %

КРК 0,6 %

Автодело 0,6 %

 

 

Химия 17 %

Геометрия 13 %

Английский язык 12 %

Алгебра 11 %

Биология 11 %

Физика 9 %

География 8 %

Русский язык 7 %

Физкультура 5,5 %

Родной язык 4,5 %

История 3 %

ОБЖ 3 %

Литература 2,6 %

Обществознание 2,6 %

Информатика 2,3 %

Право 1,3 %

Технология 1 %

 

 

 

 

 

Уроки по каким предметам ты исключил(а) бы из расписания или сократил(а) по количеству? Укажи, почему.

 

предметы

Слишком трудные

Мне не пригодятся

 

неинтересные

Не нравится, как их преподают

Алгебра

Геометрия

Русский язык

Литература

Английский язык

Родной язык

Родная литература

Физика

Химия

История

Экономика

Физкультура

ОБЖ

КРК

География

Биология

Обществознание

информатика

7 %

5,5 %

1 %

0,3 %

6,5 %

0,3 %

0,3 %

5,5 %

4,5 %

0,6 %

-

0,6 %

-

-

0,3 %

0,3 %

0,3 %

-

0,3 %

2,3 %

-

2 %

0,3 %

5 %

5,5 %

2,3 %

9 %

1,3 %

-

2,3 %

1,3 %

0,3 %

3,2 %

7 %

1 %

2 %

0,3 %

0,3 %

0,6 %

6 %

1,3 %

3 %

-

1 %

2 %

0,3 %

0,6 %

0,3 %

-

1 %

0,3 %

0,3 %

0,3 %

-

1,3 %

2 %

1,3 %

1,6 %

4 %

0,6 %

0,3 %

2,3 %

5 %

0,3 %

-

1,3 %

1 %

0,3 %

2 %

1 %

0,6 %

-

 

 

Стоит обратить внимание, что на протяжении всех школьных лет остаются стабильно высокими оценки школьниками справедливости учителей. На вопрос: «Бываешь ли ты расстроен(а) несправедливым отношением учителя?» четверть опрошенных учащихся ( 26 % ) ответили, что это происходит часто, 50 % испытывают несправедливость со стороны учителей иногда, редко -22 %, и только 10 % старшеклассников считают, что никогда не были расстроены несправедливостью  своих наставников. Об учительской справедливости большинство школьников судят исключительно по тому, насколько беспристрастно и непредвзято они выставляют оценки, чтобы не было у учителя «любимчиков и нелюбимчиков».

Если работа успешна, если достигается какой-то результат, мы не устаем. Но, как известно, значительная часть учеников или совсем не достигает учебного успеха, или достигает его только отчасти. Частое отсутствие учебного успеха – также причина учебной усталости, которая приводит к стрессам. Состояние сильного стресса на уроках часто возникает у 6 % учеников, иногда его испытывают 36 % школьников 9-11 классов, редко -29 %, никогда не возникало состояние сильного стресса на уроках у  37 % старшеклассников.

Но, несмотря на усталость, стрессы и учебные перегрузки состояние радости в школе испытывают часто, почти каждый день 41 % учащихся. Это говорит  не только о взаимоотношениях педагогов и детей, но и детей между собой. Там, где царит дружба, благожелательная атмосфера в классе, настроение ребят хорошее. Только на переменах переживают состояние радости 20 % учеников, редко, но  бывает – у 36 %. Есть и такие учащиеся, которые испытывают состояние радости только на уроках, их 3 %. И никогда не радуются в школе 8 % учеников. Сосредоточенное состояние испытывают 32 % учеников, угнетенное – у 1,3 %, раздраженное - у 7 %, а у 25 % старшеклассников  преобладает в школе безразличное эмоциональное состояние.

Анкетирование показало, что полностью здоровыми считают себя 28 % учеников 9-11 классов, 54 % думают, что у них хорошее здоровье, 24 % учащихся, как им кажется, имеют удовлетворительное состояние здоровья. И  2,6 % учеников считают, что у них плохое здоровье. По мнению 35 % старшеклассников школа хорошо влияет на здоровье учащихся,  «почти не влияет» - утверждают 15 %, 14,6 % думают, что влияет плохо. И 44 % учеников не определились, как влияет школа на здоровье учащихся. Но  все-таки 70 % старшеклассников отмечают, что школа им помогает заботиться о своем здоровье, а 30 % думают, что  школа не помогает заботиться о здоровье.

Состояние здоровья своих учителей старшеклассники оценили следующим образом:

- отличное – так считают 7,5 %;

- хорошее – думают 38 % учеников;

- удовлетворительное – отмечают 23 %;

- плохое – ответили 10 %;

- 26 % учащихся не знают, как оценить состояние здоровья большинства  своих учителей.

 

Анонимно опросив учащихся 9-11 классов, мы получили результаты, достаточно полно раскрывающие основу детских оценок. Ответы школьников одного возраста имеют между собой много общего и закономерно меняются от класса к классу, во многом перекликаясь и дополняя результаты исследования. Анализ оценок старшеклассников выявил, что критерии, которыми дети руководствуются в своих суждениях об учителях, существенно различаются в разном возрасте.

 Девятиклассники видят лучшие черты учителей в умении «держать дисциплину в классе, не повышать голос, интересно и понятно объяснить, понимать учеников, не занижать и не завышать оценки, иметь чувство юмора».

Для сохранения физического здоровья школьников в современных условиях все же что-то делается, а вот душевное или психологическое состояние детей остается вне внимания взрослых, хотя именно оно и является не только предпосылкой эмоционального и физического благополучия ребенка, но и непременным условием хорошей школьной успеваемости и в последующем оказывает существенное, подчас решающее влияние на выбор жизненного пути.

            Ведь как видно из анкетирования, многие подростки на уроках пребывают в ситуации сильнейшего внутреннего напряжения (6 % - часто, 36 % - иногда).

 

Анализируя результаты анкетирования, можно сделать вывод, что необходимо уделять больше внимания проблеме сохранения психологического здоровья школьников. Нарушения психологического здоровья распространены в любой школе. При этом в поле зрения педагогов чаще попадают наиболее агрессивные учащиеся, нежели мучимые страхами тихони, хотя последние ничуть не меньше, а может быть, даже и больше, нуждаются во внимании и поддержке.

 

Социальный педагог Центра диагностики

и консультирования отдела образования,

молодежной политики и культуры

Мишкина Т.А.

 

 

 Отдел организационной работы администрации Шемуршинского района Чувашской Республики 

Система управления контентом
429170, с.Шемурша, ул.Советская, д.8
Телефон: 8(83546) 2-32-48
Факс: 8(83546) 2-39-04
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика