Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Концепция развития дошкольного образования в Чувашской Республике до 2020 года

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://shemur.cap.ru/

Решение  Коллегии

Минобразования Чувашии № 4

от  14.11.2008

 

 

Концепция развития дошкольного образования

в Чувашской Республике до 2020 года

 

Введение

 

Стратегическое планирование развития системы дошкольного образования основывается на признании образования в целом  как приоритетного направления социально-экономического развития Чувашской Республики.

Дошкольное детство является одним из главных образовательных ресурсов, по своей содержательной потенциальной емкости не уступающей ни одной из последующих ступеней образования. Особенностями дошкольного детства, обладающего   самоценностью   и  собственной логикой развития,  являются:   интенсивное созревание организма и формирование психики;   сензитивность для становления всех базовых компонентов культуры, обусловливающих дальнейшее личностное развитие в онтогенезе и готовность к обучению в школе.  

Концепция представляет собой  систему взглядов на роль государственных и общественных институтов Чувашской Республики в реализации региональной образовательной политики, направленной на  инновационное развитие дошкольного образования. Концепция  определяет цель, задачи, приоритетные направления развития, ресурсы и механизмы реализации и является содержательной основой моделирования локальных образовательных проектов и программ.

 

Современное состояние системы дошкольного образования

в Чувашской Республике

 

Система дошкольного образования Чувашской Республики представлена 398 дошкольным образовательным учреждением и 34 учреждениями «начальная школа - детский сад», которые посещают  51,3 тысячи детей, что составляет 68,3 процента всех детей в возрасте 1-6 лет.

Ежегодно происходит рационализация сети дошкольных образовательных учреждений, развитие учреждений и групп для детей с ограниченными возможностями здоровья. Более 40 дошкольных учреждений оказывают специализированные услуги по коррекции зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта и т.п. Разнообразными видами коррекционно-педагогической помощи охвачено более 6 тысяч воспитанников детских садов.

Расширяется практика реализации программ дошкольного образования в общеобразовательных школах и группах кратковременного пребывания детей. В настоящее время при 175 школах функционируют дошкольные группы. Для детей, не посещающих детские сады, открыто 166 групп кратковременного пребывания. В помощь семьям, воспитывающим детей дома, во всех районах и городах созданы консультационные пункты.

Расширяется деятельность дошкольных образовательных учреждений с целью полного удовлетворения  образовательных потребностей родителей и воспитанников. В 100 дошкольных учреждениях оказываются дополнительные образовательные услуги на платной основе, в 46 организовано раннее обучение иностранным языкам. Платными образовательными услугами в  городах пользуются 12 процентов воспитанников детских садов, в сельской местности -  3 процента.

196 детских садов (46%) используют в своей работе компьютерные технологии как средство управления, совершенствования форм и методов работы с детьми. Более половины детских садов реализуют программы нового поколения («Радуга», «Детство», «Развитие», «Школа - 2100» и др.), половина детских садов работают по республиканской «Программе воспитания ребенка-дошкольника», дополняя её содержание элементами из других программ,  используя современные авторские технологии.  В 280 (65 %) дошкольных учреждениях воспитательно-образовательный процесс организован на русском языке, в 146 (34%)– чувашском, в 4 (1%)–  татарском.

            С января 2007 года республика участвует в федеральном эксперименте по апробации  моделей образования детей старшего дошкольного возраста (Приказ Минобрнауки России от 25.12.2006г. № 03-2998). В настоящее время 90 процентов детей старшего дошкольного возраста охвачены различными формами предшкольной подготовки.

Воспитание и обучение детей осуществляют 5816 педагогов, образовательный уровень которых ежегодно растет. В 2000 г. с высшим образованием было 33,4 процента  педагогов, в 2008 г. –  45 процентов.

В республике создана система грантовой поддержки инновационной деятельности педагогов и дошкольных образовательных учреждений. Восьми лучшим воспитателям в 2007 году и 20 лучшим педагогам системы дошкольного образования в 2008 году присуждены денежные поощрения Приезидента Чувашской Республики. Семь лучших детских садов в 2007 году и 17 в 2008 году получили гранты по 200 тысяч рублей.

С 2000 года отмечается значительный рост потребности населения в услугах дошкольных образовательных учреждений. Численность детей, посещающих детские сады, увеличивается ежегодно на 2,5 - 3,5 процента. С этого же периода увеличивается охват детей различными формами дошкольного образования. Если в 2000 году дошкольные образовательные учреждения посещали 56,2 процента детей, то в 2008 году – 68,3.

 
Охват детей в возрасте 1-6 лет
дошкольными образовательными учреждениями 


(процентов)

 

Вместе с тем в системе дошкольного образования существует ряд проблем:

§ остается нерешенной проблема общедоступности дошкольного образования -  более 30 процентов детей по разным причинам не охвачены системой дошкольного образования, более 10 тысяч детей нуждаются в образовательных услугах дошкольных учреждений;

§ в городах и районных центрах наблюдается дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях, а  в сельской местности -  их избыток (в городах на 100 мест приходится 102 воспитанника, в сельской местности – 77);

§ недостаточно развивается сеть учреждений и групп, предназначенных для компенсации здоровья и коррекции развития ребенка, тогда как наблюдается рост хронической патологии детей и возрастает  потребность родителей в коррекционно-педагогической помощи;

§ качество и набор услуг, предоставляемых дошкольными учреждениями, не в полной мере отвечают требованиям родителей;

§ боле 30 процентов детей охвачены домашним воспитанием, что требует квалифицированного социально-педагогического и  психолого-педагогического сопровождения семьи со стороны как муниципальных органов управления, так и дошкольных образовательных учреждений; 

§ финансовая и имиджиевая непривлекательность  сферы ведет к оттоку высококвалифицированных работников из системы дошкольного образования.         

Обозначенные проблемы  определили  приоритетные  направления совершенствования существующей системы дошкольного образования и идеологию Концепции,  основанную  на принципиальных положениях, обусловливающих  динамику развития системы дошкольного образования в Чувашской Республике.

 

Цель и задачи  Концепции развития дошкольного образования

 

Методологические основы Концепции сложились из фундаментальных положений  дошкольного образования:

§  о дошкольном детстве как уникальном, самоценном периоде жизни
человека,   в   котором   закладываются   основы   личностной   культуры;

§  о ценности образования и культуры как важнейших факторов
развития личности, общества и государства;

§  о дошкольном образовании как базовой ступени непрерывного образования, его преемственности с начальным общим образованием;

§  об исторически сложившейся, уникальной отечественной системе  дошкольного образования;

§  о  ребенке как субъекте детских видов деятельности, общения и  поведения, активно входящем в культуру и социум,  целостности его развития;

§  о возрастных и индивидуальных психологических и психофизиологических особенностях развития ребенка;

§  о психолого-педагогическом феномене «готовность ребенка к обучению в школе»;

§  об актуальности ранней диагностики и непрерывного психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка на всех этапах онтогенеза;

§  о гибкости, открытости, вариативности дошкольного образования и индивидуализации образовательного процесса;

§  о семье как   основном социальном институте воспитания и домашнего образования ребенка;

§  о  педагоге как творце педагогического процесса, его профессиональной культуре и субъектно-деятельностной позиции в условиях инноваций дошкольного образования.

При решении комплексных проблем дошкольного образования в условиях поликультурного региона необходимо  сочетание национально-региональных, межрегиональных, общероссийских и международных интересов. Это соответствует положению о развитии и сохранении культурной идентичности ребенка в условиях цивилизационных изменений современного общества, и будет способствовать развитию детской субкультуры на основе регионально-этнической направленности содержания образования.

Цель Концепции -  разработка механизмов доступности и устойчивого развития качества дошкольного образования как важнейшего ресурса, обеспечивающего развитие всех сфер жизнедеятельности ребенка и его будущего. 

Цель конкретизируется совокупностью взаимосвязанных задач:

§  институциональные преобразования системы дошкольного образования с целью обеспечения государственных гарантий конституционного права ребенка на получение качественного дошкольного образования, его доступности на основе выбора вариативных организационных форм, их преемственности и индивидуализации

§  создание условий для сохранения и укрепления здоровья ребенка как главного ресурса всей его жизнедеятельности;

§    оптимизация технологического моделирования инновационной образовательной инфраструктуры и ее ресурсного обеспечения;

§  формирование нормативного правового регламента и эффективных технологий экономического сопровождения инновационного развития системы дошкольного  образования;

§  развитие многоуровневой системы подготовки специалистов различного профиля;

§  развитие системы менеджмента  качества дошкольного образования.

 

Инновационное развитие дошкольного образования  предполагает конструктивное взаимодействие с различными сферами жизнедеятельности Чувашской Республики:

со сферой экономики: развитие экономической самостоятельности образовательных учреждений различных форм собственности; повышение инвестиционной привлекательности дошкольного образования для притока всех видов ресурсов – интеллектуальных, материальных, финансовых и др.;

со сферой строительства:  разработка проектных решений новых типов зданий (в том числе с учетом элементов безбарьерной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья) и технологий их возведения в соответствии с требованиями комфортности и экологической безопасности; строительство и реконструкция зданий под дошкольные образовательные учреждения с учетом территориальной доступности,  в соответствии с региональными нормативами обеспеченности населения услугами дошкольного образования;

с производственной  сферой: развитие современных технологий обеспечения инфрастуктуры дошкольного образования в соответствии с гигиеническими и эргономическими требованиями к материалам и конструкциям,  детской мебели, спортивному инвентарю, игрушкам и другому специальному оборудованию с целью создания  безопасной и адекватной среды  образовательного учреждения  и домашнего интерьера для детей;

со  сферой транспортной инфраструктуры: обеспечение адаптивными транспортными средствами детей с ограниченными возможностями здоровья с целью их интеграции в образовательное и культурное пространство; организация специальных маршрутов с целью создания условий по обеспечению доступности образования для всех детей,  независимо от места проживания;

со сферой здравоохранения и социального развития: осуществление непрерывного мониторинга состояния здоровья и уровня развития ребенка; организация комплексной ранней диагностики детей с составлением индивидуального электронного паспорта для последующего  психолого-медико-педагогического сопровождения; обеспечение равного доступа детей дошкольного возраста к высококачественным медицинским услугам как в городской,  так и в сельской местности.

со сферой информатизации: разработка и внедрение информационных технологий специального назначения; создание и внедрение автоматизированной информационной системы управления дошкольным образованием;

со  сферой  культуры: обеспечение преемственности и культурологической достаточности содержания образования; интеграция образовательного и культурного пространства; обеспечение культуротворческой среды жизнедеятельности ребенка и  его семьи;

со сферой  физкультуры и спорта: реализация вариативных моделей и  комплексных здоровьесберегающих  технологий физического воспитания и развития детей с учетом соответствия их физиологической зрелости и физического здоровья.

 

Ресурсы и механизмы реализации Концепции

 

Основными направлениями совершенствования ресурсного обеспечения инновационного развития дошкольного образования Чувашской Республики являются:

§    развитие новых моделей и структур дошкольного образования

§    нормативное правовое обеспечение дошкольного образования

§    развитие новых организационно-экономических механизмов

§    обновление содержания и технологий  дошкольного образования

§    развитие информационных и материально-технических ресурсов

§    повышение качества кадрового обеспечения

§    развитие  системы менеджмента качества дошкольного образования

 

Развитие новых моделей и структур дошкольного образования

 

Институциональные преобразования системы дошкольного образования предусматривают типовое и видовое многообразие учреждений различных форм собственности (государственных, муниципальных, негосударственных), ведомственной и социальной  принадлежности (образования, здравоохранения и социального развития, культуры, добровольных родительских сообществ и др.),  в том числе  с использованием новых организационно-правовых форм функционирования  (автономная некоммерческая организация, автономное учреждение на основе нормативно-подушевого финансирования).

 В основу структурирования системы положены вариативные модели дошкольного образования:

n   модель, реализуемая на базе  дошкольных образовательных учреждений в соответствии с Типовым положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 г. № 666;

n модель, реализуемая в группах полного дня на базе общеобразовательных учреждений;

n модель, реализуемая в группах кратковременного пребывания детей,  дифференцированных по цели и  содержанию  образования (адаптационные, интегрированные, предшкольной подготовки, индивидуального развития и др.);

nмодель, реализуемая в условиях семейного (домашнего) образования (детский дом семейного типа, семейный детский сад, надомное обучение и др.)

nмодель, реализуемая в образовательных центрах микрорайона (школа раннего развития, центр творчества, студии  и др.).

Возможности системных преобразований определяются  новыми связями    моделей дошкольного образования и внедрением  актуальных структур: 

- центры ранней диагностики и непрерывного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;

- инновационные ресурсные образовательные модули;

- службы ранней помощи ребенку и его семье,

- центры игровой поддержки развития и  лекотеки;

-  консультационные пункты и др.

Перспективы общедоступного и качественного дошкольного образования также связаны с созданием целостной  системы интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

Нормативное правовое обеспечение дошкольного образования

 

Нормативно-правовое регламентирование  инновационного развития системы дошкольного  образования  требует разработки:

n  республиканских нормативов обеспеченности населения местами в учреждениях  с учетом оптимального соотношения количества мест и численности  детского населения в возрасте от 2 месяцев до 8 лет;

n  нормативной модели качества жизнедеятельности ребенка в  дошкольном образовательном учреждении и в других инновационных моделях дошкольного образования;

n  документов по организации муниципального заказа на услуги дошкольного образования;

n  стандарта услуги дошкольного образования в форме муниципального паспорта образовательной услуги для негосударственных образовательных организаций;

n  лицензионных требований к условиям организации  образовательного процесса в учреждениях, реализующих основную общеобразовательную и специальную программы дошкольного образования;

n  правового акта, устанавливающего нормативы финансирования и штатное расписание образовательных учреждений в зависимости от типа, вида и категории;  

n  документов, координирующих деятельность государственных и негосударственных учреждений, находящихся в ведении различных органов исполнительной власти, по организации интегрированного (инклюзивного) обучения  детей с ограниченными возможностями здоровья;

n  документов по организации вариативных моделей семейного воспитания ребенка и дополнительных услуг домашнего образования;

n  документов единой республиканской  системы ранней  диагностики и психолого-медико-педагогического  сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья через механизм  межведомственного взаимодействия;

n  документов, регламентирующих развитие республиканской системы ранней психолого-педагогической помощи детям;

n  документов по инвестированию средств  в систему дошкольного образования бизнес-структурами и  частными лицами;

n  документов, регулирующих инновационную деятельность  дошкольных образовательных учреждений.

 

Развитие новых организационно-экономических механизмов

 

 Экономическую основу развития дошкольного образования составят:

n  введение нормативного подушевого финансирования дошкольного образования          с учетом типов и видов учреждений;

n  введение ваучерной схемы бюджетного финансирования дошкольного образования;

n  внедрение новых принципов долевого финансирования дошкольных образовательных учреждений с участием родителей;

n  создание благоприятных экономических условий для инвестирования средств в систему дошкольного образования бизнес-структурами и  частными лицами, функционирования негосударственных дошкольных учреждений;

n  внедрение муниципального заказа на услуги дошкольного образования как нового подхода в управлении бюджетным сектором в сфере образования;

n  формирование  многоканальных источников финансирования научно-исследовательской и инновационной деятельности в дошкольном образовании.

 

Обновление содержания и технологий   дошкольного образования

 

Развитие качественных и доступных образовательных услуг требует  технологической модернизации образовательной инфраструктуры:

n  разработка и  внедрение нового программно-методического обеспечения вариативных моделей и инновационных структур дошкольного образования;

n  обновление и структурирование содержания дошкольного образования на основе выделения системных компетентностей (начальных ключевых, начальных специальных (допредметных), определение этнорегионального компонента;

n  внедрение комплексных технологий образования детей с ограниченными возможностями здоровья, разработка индивидуальных образовательных маршрутов, способствующих их последовательной социализации и интеграции в массовую практику дошкольного образования;

n  разработка инновационных технологий и  модулей предметно-развивающей среды дошкольного образования;

n  оптимизация содержательного и процессуального компонентов преемственности дошкольного и начального общего образования;

n  расширение участия субъектов системы дошкольного образования в российских и международных  образовательных проектах и программах с целью интеграции образовательного, научного и технологического процессов.

 

Развитие информационных и материально-технических ресурсов

 

Инновационная инфраструктура дошкольного образования требует:

n  разработки долгосрочной межведомственной целевой республиканской программы строительства и реконструкции зданий под дошкольные образовательные учреждения;

n  совершенствования материально-технического оснащения дошкольных образовательных учреждений в соответствии с современными требованиями к организации предметно-развивающей среды;

n  обеспечения всеобщей доступности участников образовательного процесса (педагогов, детей, родителей) к электронным образовательным ресурсам нового поколения, внедрения программ дистанционного обучения;

n  создания современной образовательной среды на основе использования интегрированных телекоммуникационных систем для эффективной организации управления системой дошкольного образования и повышения качества образовательных услуг;

n  создания специализированных баз данных по услугам сопровождения инновационной деятельности;

n  внедрения инновационных учебно-методических комплексов и цифровых образовательных ресурсов, дистанционных технологий домашнего образования и родительского просвещения, подготовки и переподготовки  специалистов;

n  развития сегмента республиканской сети информационных коммуникационных технологий для детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

Повышение качества кадрового обеспечения

 

Инновационная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к качеству кадрового обеспечения. С  этой целью предусматривается:

n   развитие эффективно функционирующей многоуровневой системы педагогического образования;

n   создание системы сетевого непрерывного образования, отвечающего потребностям дошкольного образования по компетенциям и квалификациям,  на основе внедрения  модульных образовательных программ;

n  создание условий для воспитания толерантной, поликультурной личности, формирования традиционных и трансверсальных компетентностей педагога, несущего высокую социальную ответственность за качество результатов дошкольного образования, гибко управляющего индивидуальными образовательными маршрутами детей, их личностным развитием;

n  внедрение системы мер для закрепления молодых специалистов, создание условий для их профессиональной переподготовки, повышения квалификации в ведущих российских, зарубежных научных и образовательных организациях;

n  развитие инфраструктуры непрерывного профессионального образования (многоуровневые научно-образовательные комплексы, служба сопровождения профессионального развития специалистов в образовательных учреждениях и др.);

n  создание республиканской системы прогнозирования,  постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка образовательных услуг, специалистов  различной специализации и квалификации;

n  обеспечение опережающей подготовки специалистов по приоритетным направлениям инновационной деятельности с целью углубления их профессиональной компетентности (специализации), а также подготовки по совмещенным профессиональным образовательным программам дошкольного и начального образования;

n  внедрение механизмов стимулирования инновационной деятельности;

n  совершенствование системы аттестации педагогических работников и других специалистов в соответствии с квалификационными требованиями, внедрение механизмов конкурсного отбора на замещение вакантных должностей; 

n  совершенствование профессиональной подготовки и переподготовки управленческих и педагогических кадров в области инновационного менеджмента, маркетинга, предпринимательской деятельности и сервисных услуг.      

 

Развитие  системы менеджмента качества дошкольного образования

 

Достижение  качества дошкольного образования как интегрального показателя соответствия его цели и задач потребностям семьи, общества и государства требует:

n  создания общественно-государственной системы управления качеством дошкольного образования;

n  разработки новых механизмов комплексной оценки деятельности  образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную и специальную программы дошкольного образования;

n  создания и развития республиканской службы маркетинга дошкольного образования;

n  внедрения системы менеджмента качества в учреждения, реализующие основную общеобразовательную  и специальную программы дошкольного образования;

n  организации научно-педагогической экспертизы качества дошкольной образовательной индустрии;

n  внедрения системы контроля качества выполнения муниципального заказа на реализацию услуг дошкольного образования.

 

Прогнозируемые результаты реализации Концепции

 

Целью реализации Концепции является формирование эффективной инновационной системы дошкольного образования, обеспечивающей всем детям, проживающим в Чувашской Республике,  равные стартовые возможности для получения качественного дошкольного образования.

Ожидаемые результаты:

§  повысится качество и доступность дошкольного образования для детей из разных социальных групп и слоев населения, независимо от места жительства и доходов родителей;

§  сложится культурный образ дошкольного детства как главный ресурс развития всех сфер жизнедеятельности ребенка и его будущего, что позволит содержательно определить его место в структуре возрастной стратификации общества;

§  осуществятся институциональные преобразования системы дошкольного образования на основе типового и видового многообразия учреждений;

§  гибкость и многофункциональность структуры дошкольного образования обеспечится оптимальным взаимодействием  различных сфер жизнедеятельности Чувашской Республики;        

§  сложится единое образовательное пространство гармоничного вхождения ребенка в социум и культуру (национальную и мировую);

§  содержание, современные технологии и  модели инновационной  образовательной инфраструктуры обеспечат полноценное личностное развитие ребенка, оптимизируют преемственность дошкольного  и начального общего образования;

§  определятся новые подходы к  экономическому обеспечению развития инновационной системы дошкольного образования;

§  оптимизируется нормативно-правовое регулирование инновационным преобразованием системы дошкольного  образования;

§  на основе компетентностного подхода сформируется система мониторинга оценки качества инновационной деятельности специалиста и  гибкая система профилей его подготовки и переподготовки;

§  сложится общественно-государственная система управления качеством дошкольного образования. 

 

Заключение

 

Концепция  определяет пути преобразования инновационного комплекса системы дошкольного образования в национальный ресурс развития Чувашской Республики, наращивания ее духовного, интеллектуального и экономического потенциала. Концепция ориентирует систему образования на использование внутренних резервов ее инновационного развития.      

Концепция реализуется посредством разработки и выполнения комплекса локальных программ (отраслевых, межотраслевых, муниципальных др.). Эффективность ее реализации обеспечивается  конструктивным сотрудничеством между органами государственной власти, местного самоуправления и общественности, направленным на   актуализацию  целевых инвестиций в человеческий капитал.

 Отдел организационной работы администрации Шемуршинского района Чувашской Республики 

Система управления контентом
429170, с.Шемурша, ул.Советская, д.8
Телефон: 8(83546) 2-32-48
Факс: 8(83546) 2-39-04
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика