Деятельность органа опеки и попечительства Шемуршинского района нацелена на активное развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для того, чтобы каждый ребенок смог воспользоваться основным гражданским правом, закрепленным в ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации, – жить и воспитываться в семье. Последовательная работа в этом направлении в районе приносит свои результаты: за последние 3 года доля детей указанной категории, переданных на воспитание в замещающие семьи, достигла 98 процентов. В настоящее время в районе проживают 61 ребенок, переданные на воспитание в семьи усыновителей, опекунов, попечителей .
В 2012 году выявлено 8 детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, все дети устроены по разным семейным формам.
Основными формами семейного устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в районе является опека (попечительство), приемная семья и усыновление (удочерение).
Перспективным решением проблем социального сиротства является приемная семья, в настоящее время в 12 приемных семьях проживает 21 детей, все они являются получателями пособий, пенсий. Преимущественной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является опека. В настоящее время 30 детей воспитывается в 27 семьях опекунов и попечителей, из них 11 детей обрели семью в 2011 году, 7 - в 2012 году.
В районе продолжается работа по развитию одной из приоритетных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - усыновление (удочерение). За последние 3 года в районе усыновлено 4 детей, в 2012 году усыновлен 1 ребенок. На сегодняшний день на учете стоит 1 семья – кандидаты в усыновители.
Для развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расширения возможностей устройства детей в замещающие семьи, более грамотного и профессионального подбора, психолого-педагогической подготовки кандидатов в приемные родители, осуществления контроля условий жизни ребенка в приемной семье, пропаганды семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в республике функционируют Центры сопровождения приемных семей, при которых работают Школы приемных родителей. В течение 2011-2012 гг. прошли подготовку по специальным программам 5 кандидатов в приемные родители, из них 4 приняли на воспитание в семью 6 детей - сирот.
В районе уделяется большое внимание проблеме обеспечения жильем детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и сохранности жилых помещений, которые находятся в собственности детей данной категории.
Общее количество детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и детей, в районе составляет 61 детей. Из них 4 являются собственниками жилого помещения, 21 имеют закрепленное жилье , 27 состоят на учете, как нуждающиеся в улучшении жилищных условий,
В решении жилищных прав детей данной категории орган опеки и попечительства взаимодействует с нотариальной конторой, бюро технической инвентаризации, органом управления федеральной регистрационной службы, миграционной службой и сельскими поселениями. Копии постановлений о закреплении жилых помещений за детьми данной категории своевременно направляются исполнителям. Сохранность и контроль за использованием жилых помещений, находящихся в собственности детей – сирот и закрепленного за детьми жилья постоянно контролируется специалистом по охране прав детей и отражается это в акте обследования жилищно-бытовых условий жизни подопечных. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 №423 органом опеки и попечительства осуществляется постоянный контроль за деятельностью опекунов, приемных родителей за управлением ими имуществом и средствами подопечных. Ежегодно не позднее 1 февраля текущего года опекуны и приемные родители представляют в орган опеки и попечительства отчет о хранении имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом.
На сегодня пустующих, непригодных для проживания жилых помещений, закрепленных за детьми – сиротами и задолженности по оплате коммунальных услуг и жилья не имеются.
Органом опеки и попечительства систематически проводятся проверки деятельности администрации организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по вопросу защиты жилищных прав сирот: сверки документации о закреплении и сохранении жилья за ними.
В 2012 году в районе жилье получили 6 сирот. За счет республиканского бюджета на обеспечение жильём детей-сирот выделено 4976,4 тыс.рублей. Из них на строительство 5-ти домов – дома будут построены в Трехбалтаевском, Большебуяновском и Чепкас-Никольском сельских поселениях – выделено 4207,5 тыс.рублей (по 841,5 тыс.рублей каждому) и 768,9 тыс.рублей на приобретение жилья (квартиры) в с.Шемурша. Ключи от квартиры один гражданин данной категории уже получил.в 2012 году.
Назначение и выплату единовременного пособия при передаче ребенка в семью в районе осуществляет отдел образования и молодежной политики администрации района. Общий объем финансовых средств, поступивших в бюджет района на выплату единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью в 2012 году составил 49621,28 рублей. Общий объем выплаченных финансовых средств на 31.12.2012 г. составил 49621,28 рублей. Размер единовременного пособия при передаче ребенка в семью составил 12405,32.С 01.01.2012г по 31.12.2012 г. единовременное пособие выплачено 4 детям.
Органом опеки и попечительства большое внимание уделяется профилактической и реабилитационной работе с ребенком и его семьей на начальной стадии возникновения семейных проблем. Эта работа ведется постоянно. Специалист по опеке и попечительству в своей работе тесно взаимодействует со всеми субъектами профилактики. Наша цель - по возможности сохранять детям семьи, лишение родительских прав – крайняя мера, когда меры предупредительного характера оказались безрезультатными.
Главной задачей на сегодняшний день является сокращение количества социальных сирот. Одним из новых направлений в работе органа опеки и попечительства является работа по системе сигнальной карточки. На семью и несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении, составляется сигнальная карточка и передается в КДН и ЗП, для дальнейшей организации профилактической работы всеми субъектами профилактики и недопущения применения крайней меры – лишения родительских прав родителей. В 2012 году за уклонение выполнения родительских обязанностей, 6 родителей лишены родительских прав в отношении 6 несовершеннолетних детей. Дети, лишенные родительского попечения переданы на воспитание в семьи граждан. Семейное устройство детей, оставшихся без попечения родителей, профилактика социального сиротства - ключевые задачи нашей государственной политики, забота всего общества
Орган опеки и попечительства является нитью, которая помогает детям, оставшимся без попечения родителей, обрести уют, тепло и семью. В 2012 году в районе факты жестокого обращения с детьми – сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, не выявлялись.