Информация
о деятельности органа опеки и попечительства администрации Шемуршинского района по реализации государственной политики в сфере защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, профилактики социального сиротства.
Деятельность органа опеки и попечительства администрации Шемуршинского района нацелена на активное развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для того, чтобы каждый ребенок смог воспользоваться основным гражданским правом, закрепленным в ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации, – жить и воспитываться в семье. Последовательная работа в этом направлении в районе приносит свои результаты: за последние 3 года доля детей указанной категории, переданных на воспитание в замещающие семьи, достигла 99 процентов. В настоящее время в районе проживают 70 детей, переданные на воспитание в семьи усыновителей, опекунов, попечителей.
В 2013 году на территории района выявлено 6 детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроены по разным семейным формам 15 детей, оставшихся без попечения родителей.
Основными формами семейного устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в районе является опека (попечительство), приемная семья и усыновление (удочерение).
Перспективным решением проблем социального сиротства является приемная семья, в настоящее время в 13 приемных семьях проживает 22 ребенка, все они являются получателями пособий, пенсий. Преимущественной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является опека. В настоящее время 36 детей воспитывается в 27 семьях опекунов и попечителей, из них 11 детей обрели семью в 2011 году, 7 – в 2012 году, 13 детей – в 2013 году.
В районе продолжается работа по развитию одной из приоритетных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей -усыновление (удочерение).За последние 3 года в районе усыновлено 4 детей, в 2012 году усыновлен 1 ребенок. На сегодняшний день на учете стоит 1 семья – кандидаты в усыновители.
Назначение и выплату единовременного пособия при передаче ребенка в семью в районе осуществляет отдел образования и молодежной политики администрации района. Общий объем финансовых средств, поступивших в бюджет района на выплату единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, в 2012 году составил 49621,28 рублей. Общий объем выплаченных финансовых средств на 31.12.2012 г. составил 49621,28 рублей. Размер единовременного пособия при передаче ребенка в семью составил 12405,32 рублей, единовременное пособие выплачено 4 детям, за истекший период 2013 года единовременное пособие выплачено 9 родителям на 11 детей на сумму 143963,71 рублей, размер единовременного пособия составляет 13087,61 рублей.
Для развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расширения возможностей устройства детей в замещающие семьи, более грамотного и профессионального подбора, психолого-педагогической подготовки кандидатов в приемные родители, осуществления контроля условий жизни ребенка в приемной семье, пропаганды семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в республике функционируют Центры сопровожденияприемных семей, при которых работают Школы приемных родителей. В течение 2011-2012 гг. прошли подготовку по специальным программам 6 кандидатов в приемные родители, из них 5 приняли на воспитание в семью 6 детей - сирот.
В районе уделяется большое внимание проблеме обеспечения жильем детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и сохранности жилых помещений, которые находятся в собственности детей данной категории.
Расходы, связанные с предоставлением жилых помещений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусматриваются в бюджете на соответствующий финансовый год, в 2013 году эта сумма составляет 841,5 тысяч рублей на одного ребенка, жилые помещения в текущем году получат 3 детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В 2012 году в районе жилье получили 6 детей из этой категории. За счет республиканского бюджета на обеспечение жильём детей-сирот в прошлом году было выделено 4976,4 тыс.рублей. Из них на строительство 5-ти домов – дома построены в Трехбалтаевском, Большебуяновском и Чепкас-Никольском сельских поселениях – выделено 4207,5 тыс.рублей (по 841,5 тыс.рублей каждому) и 768,9 тыс.рублей на приобретение квартиры в с.Шемурша. Выделенные средства в 2013 году на обеспечение жилыми помещениями 3 детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будут освоены в полном объеме до конца 2013 года.
В связи с изменением законодательства растет число детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем. По состоянию на 1 октября 2013 г. в районе состоят на учете на получение жилого помещения 20 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте с 14 до18 лет и старше. Для определения потребности жилья в районе создана комиссия по составлению уточненных списков детей – сирот, подлежащих обеспечению жильем.
Важное значение в профилактике неблагополучия семей, детской безнадзорности имеет организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков, что является неотъемлемой частью работы. Всеми формами отдыха, оздоровления за истекший период 2013 года охвачено 280 детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе 1 ребенок-инвалид, 12 детей--сирот. Детей-сирот в 2013 году отдохнуло больше, чем за аналогичный период 2012 г.
Органом опеки и попечительства большое внимание уделяется профилактической и реабилитационной работе с ребенком и его семьей на начальной стадии возникновения семейных проблем. Эта работа ведется постоянно. Специалист по опеке и попечительству в своей работе тесно взаимодействует со всеми субъектами профилактики. Наша цель - по возможности сохранять детям семьи, лишение родительских прав – крайняя мера, когда меры предупредительного характера оказались безрезультатными.
Главной задачей на сегодняшний день является сокращение количества социальных сирот. Одним из новых направлений в работе органа опеки и попечительства является работа по системе сигнальной карточки. На семью и несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении, составляется сигнальная карточка и передается в КДН и ЗП, для дальнейшей организации профилактической работы всеми субъектами профилактики и недопущения применения крайней меры – лишения родительских прав родителей. В 2012 году за уклонение выполнения родительских обязанностей 6 родителей лишены родительских прав в отношении 6 несовершеннолетних детей. Дети, лишенные родительского попечения переданы на воспитание в семьи граждан, за истекший период 2013 года 2 родителя лишены родительских прав в отношении 3 несовершеннолетних детей. Семейное устройство детей, оставшихся без попечения родителей, профилактика социального сиротства – ключевые задачи нашей государственной политики, забота всего общества.