ИНФОРМАЦИЯ
отдела образования, молодежной политик и культуры
администрации Шемуршинского района
«Система профилактики асоциальных явлений в
образовательных учреждениях района»
Одна из основных проблем в деятельности педагогических коллективов образовательных учреждений является повышение качества воспитания, поскольку в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года о воспитании говорится в первостепенном приоритете. При качественном воспитании происходят положительные личностные приобретения подростков, личностный рост, формируются ценностные ориентации, умения и навыки жизни. Немаловажным фактором является удовлетворенность родителей и социума результатами школьного воспитания. Деятельность в школах должна быть направлена на обновление воспитания, включая в себя следующие аспекты:
1) изменение работы с обучающимися путем перехода к субъект-субъектным отношениям;
2) отбор наиболее эффективных способов и форм воспитательной работы;
3) выбор такого содержания воспитательной деятельности, в результате которого будет социальный заказ, отражённый в подпрограмме «Модернизация системы воспитания в Чувашской Республике в 2006-2010 годы»;
4) эффективное содействие молодому поколению в успешной социализации и адаптации в современном обществе, воспитании гражданского сознания;
5) совершенствование воспитательной деятельности на основе введения педагогических инноваций и совершенствования воспитательных систем школ.
Каждая школа имеет свою систему воспитания, свою специфику работ, которая зависит от многих факторов. Это и состав педколлектива и школьников, и окружающий нас социум, это и традиции школ, и материально-техническая база... Задача педколлектива сегодня состоит в том, чтобы система воспитательной работы была позитивной, отвечала требованиям современного общества.
Одним из основных системообразующих факторов воспитательной системы Карабай-Шемуршинской, Шемуршинской и Чукальской школ является героико-патриотическое воспитание через развитие юнармейского движения, создание военно-патриотических клубов. У всех вышеназванных школ имеются положительные успехи. Юнармейцы Карабай-Шемуршинской СОШ – ежегодные призеры районных финальных игр «Зарница» и «Орлёнок», участники республиканских игр юнармейского движения, республиканских соревнований юных инспекторов движения, юных пожарных. Шемуршинская СОШ заняла первое место в республиканских соревнованиях юнармейских отделений в городе Шумерля. Президент военно-патриотического клуба Чукальской СОШ Чугунова Ирина, принимая участие в районном конкурсе «Моя инициатива», заняла первое место в номинации «Лидер – целеустремленная личность».
В Байдеряковской ООШ системообразующей деятельностью является труд. Школа ежегодно является призером районного смотра-конкурса пришкольных учебно-опытных участков. Основной идеей воспитательной системы Байдеряковской ООШ является воспитание грамотного, творческого, интеллигентного труженика села, любящего свою родину.
В Чепкас-Никольской СОШ уже много лет ведётся целенаправленная работа по организации спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся. Школа имеет спортивные достижения учащихся, воспитывает подрастающее поколение здоровыми, развитыми физически и духовно.
Совершенствование ученического самоуправления через развитие детских организаций является системообразующим фактором воспитательных систем как Шемуршинской, так и Трёх-Балтаевской, Чепкас-Никольской, Чукальской и других школ.
Особенностью этой системы является межвозрастное общение по вертикали с целью объединения детей разных возрастных групп в одну общность с гуманными отношениями между собой. Формулирование нравственных качеств происходит в результате участия в органах ученического самоуправления при подготовке и проведении КТД.
Вопрос о показателях успешности воспитательной деятельности сложен. Результаты воспитания определяются позже, во взрослой жизни. трудно точно установить, являются ли те или иные поступки результатами воспитательной деятельности или они есть результат влияния семьи и товарищей. Однако для школы важна оценка воспитательной работы. Оценивание воспитательной деятельности во многих школах проводится на основании критериев, разработанных Министерством образования для конкурса «Самый классный классный». В текущем учебном году классные руководители научились определять уровень воспитанности учащихся, класса, в целом, уровень воспитанности школы. Определяя уровень воспитанности, классный руководитель стимулирует поведение учащихся, подтягивает по тем или иным критериям. Первоначальным этапом оценки воспитанности является изучение личности ребенка, диагностирование. В результате классный руководитель разрабатывает не только программы развития коллектива учащихся, но и программы развития каждого ребенка.
Сегодня можно смело сказать, что классные руководители, участники районного конкурса «Самый классный классный» 2006 и 2007 годов работают, опережая других. Наши лучшие классные руководители привели в систему свою работу, собрали огромный материал, создали портфолио. У них есть чему поучиться. Перед нами стоит задача: растить классных классных, повышать их методическую культуру, профессиональных матёров. Надо понять, что ведущая роль в воспитании детей принадлежит классным руководителям.
В целях повышения уровня воспитательной работы в школах, в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 20 марта 2006 года №55 в районе разработана подпрограмма «Модернизация системы воспитания детей и молодёжи в Шемуршинском районе» районной целевой программы развития образования в Шемуршинском районе на 2006-2010 годы, направленная на реализацию комплекса мер по совершенствованию организационно-методических механизмов функционирования воспитательных систем, создание инновационных воспитательных систем, повышение уровня методической культуры классного руководителя, разработку системы оценки качества воспитания с учетом социального заказа семьи, общества, государства.
Приказом отдела образования, молодёжной политики и культуры администрации района от 14 сентября 2006 года №114 утверждено «Типовое положение о классном руководстве в общеобразовательных учреждениях района».
В целях формирования нового поколения классных руководителей, отвечающих в своей работе современным методическим рекомендациям в республике разработана модульная программа повышения квалификации классных руководителей. В течение учебного года классные руководители школ района проходят курсы повышения квалификации, выезжают на двухдневные тематические семинары, круглые столы, которые проводит Чувашский институт образования.
В районе создан банк данных классных руководителей, который включает в себя информацию об обобщении и распространении передового педагогического опыта, авторских разработок, повышения квалификации и др.
Второй год в республике проводится республиканский конкурс на лучшего классного руководителя « Самый классный классный».
Если в прошлом учебном году в республиканском конкурсе приняли участие 3 классных руководителя и получили свидетельство участника республиканского конкурса, то в текущем учебном году на окружной этап республиканского конкурса были представлены 4 работы, из них одна работа была представлена на республиканский этап конкурса. Ендиерова И. И., учитель начальных классов Больше-Буяновской СОШ стала победителем республиканского конкурса на лучшего классного руководителя «Самый классный классный» в номинации «PR-менеджер».
Богатые конкурсные материалы Ендиеровой И. И. вызвали огромный интерес у членов республиканского жюри, привлекли особое внимание главного редактора журнала «Народная школа», что и предопределило номинацию «PR-менеджер».
В районном конкурсе на лучшего классного руководителя «Самый классный классный» приняли участие 10 классных руководителей из 10 общеобразовательных учреждений. 1 место заняла учитель начальных классов Больше-Буяновской СОШ Ендиерова И.. И., 2 место учитель начальных классов Бичурга-Баишевской СОШ Можаева Н. В., 3 место - классный руководитель Шемуршинской СОШ Латыпова З. Н. и классный руководитель Байдеряковской ООШ Камалетдинова А. В.
Проведение конкурса на лучшего классного руководителя преследует несколько целей:
- активизировать работу классных руководителей с целью повышения качества воспитания
- повысить методическую культуру, развить профессиональное мастерство классных руководителей
- повысить престиж классного руководства
- выявить и поддержать творчески работающих классных руководителей
Необходимо указать директорам школ, что проведение школьного этапа конкурса является обязательным. В новом учебном году будем настаивать на проведении отборочного тура в каждой школе. У нас пока получается по-другому: один трудится, другие аплодируют. Конечная цель конкурса – помочь каждому классному руководителю шаг вперед к конечной цели – научить каждого ребенка правильно организовать свою жизнь, реализовать свои способности.
Вопрос организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в летний период находится на особом контроле. В соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 марта 2007 года №53 было принято постановление главы администрации района от 10 апреля 2007 года №190 «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей и молодёжи в 2007 году», утвержден план районных мероприятий, проводимых в рамках летней кампании. Отдел образования, молодёжной политики и культуры обеспечил подготовку до 25 мая документации по открытию пришкольных оздоровительных лагерей, подростковых трудовых объединений, создания условий для безопасного пребывания детей и соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к их устройству и содержанию.
В районе стала традицией организация пришкольных оздоровительных лагерей с дневным пребыванием. Если в 2006 году в районе действовали 16 лагерей с охватом 325 детей, то в 2007 году 20 лагерей с охватом 635 детей.
Всего в районе учащихся 1-10 классов – 1996. Организованными формами отдыха, оздоровления и занятости в летний период 2007 года охвачено 1848 учащихся, что составляет 92,5 % ( в 2006 году – 86%).
В течение ряда лет проблема формирования здорового образа жизни, профилактика правонарушений несовершеннолетних в работе педколлективов общеобразовательных учреждений была главной. Проведение профилактической акций «Молодежь за здоровый образ жизни», «Милиция и дети», операции «Подросток», «Рынок», «Компьютерные салоны» стало частым, традиционным и недостаточно эффективным, хотя свою роль в воспитанию подрастающего поколения выполнило. Так по сравнению с показателями прошлых лет в этом году есть положительные тенденции. Во первых снизился рост преступности среди несовершеннолетних, на внутришкольном учете в целом на работу стоит 29 подростков ( в 2004-2005 г.г. – 90 подростков).
Отдел образования, молодежной политики и культуры считает, что положительный опыт организации профилактической работы – это есть система воспитательной работы района, планомерная организация комплексных мероприятий по всем направлениям воспитания, это создание единого воспитательного пространства ( теория Ю.П.Сокольникова). В Шемуршинском районе за последние годы наметились позитивные тенденции в развитии системы воспитания детей и молодежи. На высоком уровне поставлено художественно-эстетическое воспитания. Развивается сеть хореографических кружков повышается уровень подготовки танцевальных ансамблей. Так в мае 2007 г. образцовый ансамбль танца «Фламинго» МОУ «Шемуршинская СОШ», руководитель Кузьмина В.П. стала победителем Российского конкурса «Одаренные дети». Есть успехи и в спортивной жизни района. Футбольная команда ДЮСШ (рук. Хафизов С.А.) заняла I место в республике средняя группа «Кожаный мяч».
Быстрыми темпами развивается деталь и молодежное движение. Так в районе действует 16 детских общественных организаций при общеобразовательных учреждениях района. Так в текущем учебном году лидеры детских организаций района участвовали в республиканском конкурсе «Моя инициатива». Лидер д/о «Лидер» МОУ «Шемуршинская СОШ». Алимова Лилия стало победителем в республиканском конкурсе «Моя инициатива».
Несколько лет подряд команда КВН Шемуршинская СОШ «Шемуршинские асы» занимают призовые места в республике.
Традиционными, яркими, признанными в районе стали мероприятия районного масштаба это фестивали детского художественного творчества «Перепелочка», «Цветы Чувашии», патриотической песни, посвященной памяти Олега Долгова,
Фестиваль эстрадной песни «Молодые голоса», « Школьная весна», фестиваль детских общественных организаций.
Ежегодно в работе проводятся акции «Молодежь за здоровый образ жизни», «Милиция и дети», организуются работы профилактического характера на территории сельских поселений, центр диагностики и консультирования при отделе образования, молодежной политики и культуры проводит психологические тренинги, обучающие семинары с психологами и социальными педагогами района, проводит опрос и анкетирования учащихся по профилактике вредных привычек, алкоголизма и наркомании, проводит профилактическую работу с подросткам «Группы риска».
Воспитательная деятельность общеобразовательных учреждений района, направлена на издание условий для самореализации личности, развитие духовности обучающихся, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном становлении.
Начальник отдела образования,
молодежной политики и культуры Н.Г.Игнатьева
Исп. Г.В.Кудрявцева 2-10-44