Дорогие коллеги, уважаемые гости, приглашенные!
Год назад мы подводили итоги реализации Президентской программы «Новая школа», Проекта «Реформа системы образования». Прошел год реализации приоритетного национального проекта « Образование». Проекты крупные, масштабные, направленные на системные преобразования в отрасли. Каждый проект дополнял и развивал выбранные направления. В 2007 году Республика стала победителем в числе 21 региона комплексного проекта модернизации образования. Основная цель проектов: создание современных, высокоэффективных, дающих качественное образование школ. Качество образования оценивается по разным показателям: это результаты итоговой аттестации учеников 9 и 11 классов, участие в районных и республиканских олимпиадах, научных конференциях, поступаемость выпускников и т.д.
Я бы хотела остановиться на наших результатах.
В истекшем учебном году 243 выпускника прошли аттестацию по форме ЕГЭ по русскому языку и математике. Итоги ЕГЭ по математике показали, что по сравнению с прошлым годом несколько улучшился результат. Количество выпускников, не справившихся с заданием с 27 % уменьшилось до 16 % ,сдавших на «4» и «5» увеличилось с 38 % до 49 %. Продолжают показывать слабый результат выпускники МОУ «Трехбалтаевская СОШ», где не справилось 29 % выпускников.
Несколько хуже сдали русский язык. Увеличилось количество не справившихся выпускников с 7 % в 2005 г. до 15 % в 2007 г. Слабый результат по русскому языку показали выпускники МОУ « Бичурга-Баишевская СОШ», где не справилось 27 % выпускников и МОУ «Чепкас-Никольская СОШ», где не справилось 6 выпускников, что составляет 24 %. На уровне прошлого года остались результаты по обществознанию, биологии и физики.
По новой процедуре прошла итоговая аттестация выпускников 9-ых классов по русскому языку и математике. Экзамены были организованы муниципальной экзаменационной комиссией. Анализ результатов экзаменов по математике показал, что из 215 учащихся, принявших участие на экзамене 58 % справились на «4» и «5», 37 % на «3», 5 % не справились. Лучший результат показали на экзамене учащиеся МОУ « Карабай-Шемуршинская СОШ», все 14 учащихся справились на «4» и «5». Анализ результатов экзаменов по русскому языку показал: из 215 учащихся участвующих на экзамене справились на «4» и «5» - 46 % учащихся, 48 % справились на «3», 6 % учащихся не справилось. С каждым годом растёт процент поступаемости выпускников школ района по сравнению с 2006 г. поступаемость выросло на 8,8 %.
Качественные системные изменения невозможны без современных кадров, обладающих новым мышлением и высоким уровнем инновационной культуры. На базе 10 образовательных учреждений работают творческие группы социально и интеллектуально активных педагогов и руководителей, участников проектов. В этом году семь школ района сдали проекты на республиканский конкурс. Две школы: МОУ «Карабай-Шемуршинская СОШ», МОУ «Малобуяновская ООШ» подготовили пакет документов на статус районной экспериментальной площадки.
Важным элементом системы поддержки инновационных программ школ и педагогов является эффективная работа с одаренными детьми. Результаты этой работы подводятся на районных и республиканских олимпиадах.
В прошлом учебном году в районе была проведена 21 олимпиада, где приняли участие 461 ученик. С каждым годом растёт количество призеров районных олимпиад в следующих школах: Старочукальской СОШ, Карабай-Шемушинской СОШ, Чепкас-Никольской СОШ, Малобуяновской основной школе. Эти школы уверенно держат самый высокий результат по количеству призеров ( от 7 до 12 призеров).
К сожалению, ресурсные центры имея прекрасную базу и кадровый потенциал существенно отстают по данному вопросу. Среди учителей, подготовивших не одного, а несколько призеров хотелось бы назвать: Тридворнова Геннадия Петровича( Старочукальская СОШ) учителя географии, обществознания, права – 5 призеров; Зыкова Николая Николаевича- учителя физкультуры Чепкас-Никольской СОШ – 5 призеров; Муромцеву Елену Николаевну- учителя по праву и обществознанию (Шемуршинской СОШ и Малобуяновской ООШ) – 6 призеров, Латыпову Зою Николаевну – учителя русского языка и литературы Шемуршинской СОШ - 6 призеров; Андронову Валентину Федоровну – учителя английского языка Шемуршинской СОШ - 4 призера)
В прошедшем учебном году в республиканских олимпиадах призером стала Куропаткина Лейсен по татарскому языку. Она представляла Республику на Всероссийской олимпиаде г. Казани, учитель татарского языка Трехбалтаевской СОШ Емдиханова Асия Минихановна.
Низкий процент призеров на республиканских олимпиадах- свидетельство отсутствия на районном уровне системы подготовки одаренных детей. Методическому отделу отдела образования, молодежной политики и культуры совместно с директорами школ района необходимо разработать программу, создать условия для работы с одаренными детьми.
С целью выявления и поддержки творческого и интеллектуального потенциала и совершенствования навыков исследовательской работы учащихся в районе ежегодно проводится научно-практическая конференция школьников «Наука. Творчество. Развитие». Надо отметить, что не все работы, представленные к конференции имеют исследовательский характер. Происходит замена проекта рефератами. Наблюдается низкий уровень участников конференции по естественно-научным дисциплинам (физике, химии, биологии). Активно участвует район в республиканских конференциях. Так, ученица Шемуршинской СОШ Юнкерова Оля заняла второе место в секции историческое краеведение ( научный руководитель Веденеева Г.Н.).
В целом, в районе активизировалось участие школьников в Международных играх-конкурсах «Кенгуру» (математика), «Русский медвежонок» ( русский язык), «Чувашская ласточка». Для сравнения в прошлом году участвовало лишь две школы и то только по одному виду конкурса. А учащиеся Шемуршинской СОШ приняли участие ещё в одном конкурсе по истории «Золотое руно».
Образование должно быть эффективным и качественным. А для этого необходимо пересмотреть систему внутришкольного контроля, развивать мониторинговую службу с тем, чтобы проводить глубокий, серьезный анализ деятельности учителей и педколлектива в целом.
В рамках национального проекта «Образование» 12 образовательных учреждений района подключены к сети Интернет на высоком техническим. уровне. В настоящее время 11 школ (кроме Асановской начальной школы) имеют электронную почту, свой сайт.
В целях методической поддержки деятельности общеобразовательных учреждений, специалистов методических кабинетов, педагогов по использованию и широкому распространению информационных и коммуникационных технологий в сфере образования 1 марта 2007 года создан межшкольный методический центр элементарной комплектации на базе МОУ «Шемуршинской СОШ». В мае 2007 года в ММЦ были организованы курсы повышения квалификации педагогических работников, не имеющих базовой подготовки по информационным технологиям. Обучение прошли 26 педагогов из семи школ района и в июне 2007 г. 12 педагогов получили свидетельства по программе « INTEL», 14 – по базовой подготовке.
Для формирования в районе системы мониторинга качества и статистики образования создан при отделе образования, молодежной политики и культуры центр мониторинга и развития образования. В истекшем году в школы района было закуплено 18 компьютеров и 8 принтеров. По одному компьютеру получили три из 13 учреждений дошкольного образования. В настоящее время один компьютер в районе приходится на 14 учеников. Доступ к сети Интернет раскрывает возможность школ района активно участвовать в дистанционных олимпиадах. Так учащиеся 9-11 классов Шемуршинской, Трехбалтаевской, Бичурга-Баишевской средних общеобразовательных школ участвовали в четвертой Республиканской дистанционной олимпиаде школьников по математике, русскому языку, биологии и физике. Учащиеся Шемуршинской СОШ Басыров Наиль (11 кл.) , Жилкина Алла (8 кл.), Лукьянов Алексей (9 кл.), приняв участие во Всероссийском дистанционном конкурсе «Загадочные лабиринты истории», стали победителями и лауреатами ( учителя Анисимова Т.М., Веденеева Г.Н.). А ученица этой же школы Басырова Алсу (8 кл. ) и Уськина Оксана (7 кл.), Бичурга-Баишевской СОШ стали вторыми призерами в Международной дистанционной математической олимпиаде школьников «Третье тысячелетие» ( учителя Иванова Наталья Геннадьевна и Мулеева Клавдия Вячеславовна).
Однако, надо заметить, что существующие сайты школ регулярно не обновляются. Периодичность их обновления должна быть не реже, чем два раза в месяц. Грамотным было бы размещение на сайте школ перечня образовательных услуг с указанием условий их предоставления и оценкой планируемого качества; наличие прав и обязанностей участников образовательного процесса; желательно иметь методическую копилку материалов учителей; значимой в свете ориентации работы школы на результат является страничка, посвященная выпускникам и многое другое.
В течение пяти лет в районе реструктуризирова 13 школ, что составляет 62 % от общего числа школ. В настоящее время в районе 12 школ. Функционируют следующие модели образовательных учреждений: Школа – детский сад и три базовые школы с возможностью введения профильного обучения в старших классах.
Концентрация ресурсов идет в основном в трех базовых школах из двенадцати. Реструктуризация сети школ привела к значительному улучшению целого ряда экономических параметров. Стабилизируется наполняемость школ, средняя наполняемость классов составляет 17,1 учащихся, число учащихся на учителя – 9 (по республике 8). В целях внутрипрофильной специализации обучения, углубленного изучения основных профильных предметов с 2005-2006 учебного года по19 направлениям учебных предметов в школах района введены элективные курсы. Разнообразна тематика элективных курсов МОУ «Шемуршинская СОШ». Содержательно, увлекательно для учащихся проводит занятия элективных курсов учительница русского языка и литературы Карабай - Шемуршинской средней школы Сельцова Валентина Ивановна. При большой активности учащихся организует занятия элективных курсов учитель географии МОУ «Бичурга- Баишевская СОШ» Долгова Ирина Владимировна. Вместе с тем в организации и проведении элективных курсов есть серьезные недостатки. Не во всех школах разработанные элективные курсы отличаются глубоким содержанием, слабо осуществляется контроль со стороны руководства школ района за ходом проведения занятий, наблюдается замена элективных курсов обычными уроками.
Реструктуризацию школ нужно продолжить с тем, чтобы не снижать темпы доступности качественного образования.
Одной из основных проблем в деятельности педагогических коллективов образовательных учреждений является повышение качества воспитания.
Каждая школа имеет свою систему воспитания, свою специфику работы, которая зависит от многих факторов. Это и состав педколлектива и школьников, и окружающий нас социум, это и традиции школ, и материально-техническая база. Задача педколлективов сегодня состоит в том, чтобы система воспитательной работы была позитивной, отвечала требованием современного общества.
В целях повышения уровня воспитательной работы в школах, в районе разработана подпрограмма «Модернизация системы воспитания детей и молодежи в Шемуршинском районе на 2006 – 2010 годы», направленная на реализацию комплекса мер по совершенствованию организационно-методических механизмов функционирования воспитательных систем, создание инновационных воспитательных систем, повышение уровня методической культуры классного руководителя, разработку системы оценки качества воспитания.
В республике разработана модульная программа повышения квалификации классных руководителей. В течение учебного года прошли курсы повышения квалификации 8 классных руководителей из 129 классных руководителей. Что крайне мало.
Второй год республика проводит конкурс на лучшего классного руководителя «Самый классный классный». В текущем учебном году на окружной этап конкурса было представлено 4 работы, из них одна представлена на республиканский этап конкурса. И победителем в номинации «PR – менеджер» стала учитель начальных классов Большебуяновской СОШ Ендиерова Ирина Ивановна. На районном конкурсе на лучшего классного руководителя «Самый классный классный» приняло участие 10 классных руководителей из 10 общеобразовательных учреждений. Первое место заняла учитель начальных классов Большебуяновской СОШ Ендиерова Ирина Ивановна, второе место учитель начальных классов Бичурга-Баишевской СОШ Можаева Надежда Вадимовна, третье место - классные руководители Шемуршинской СОШ Латыпова Зоя Николаевна и Байдеряковской основной школы Камалетдинова Алсу Вазыховна.
Сегодня перед руководством школы с методическим кабинетом отдела образования, молодежной политики и культуры стоит задача: растить самых, самых классных, повышать их методическую культуру, профессиональное мастерство т.к. ведущая роль в воспитании детей принадлежит классным руководителям.
Вопрос о показателях успешности воспитательной деятельности определяется по уровню социализации школьников. Министерством образования и молодежной политики на основе ключевых индикаторов сделан сравнительный анализ образовательных систем Чувашской Республики. Уровень социализации определен по трем индикатором – специальная адаптация детей и молодежи, формирование здорового образа жизни, профилактика асоциального поведения.
Шемуршинский район в рейтинге районов республики занимает третье место.
В районе стала традицией организация пришкольных оздоровительных лагерей с дневным пребыванием. Если в 2006 году в районе действовало 16 лагерей с охватом 325 детей, то в 2007 году 20 лагерей с охватом 635 детей.
Всеми организованными формами отдыха оздоровления и занятости в летний период 2007 года охвачено 1848 учащихся, что составляет 92,5 % против – 86 %, в 2006 году.
Успешная реализация приоритетного национального проекта «Образование» невозможна без участия гражданского общества.
Если до недавнего времени общественные советы учреждений образования выполняли представительские функции, то в настоящее время проведена значительная работа по расширению общественного гражданского участия в управлении образованием. Активное участие приняли Управляющие Советы в проводимых школами района Днях открытых дверей, являлись экспертами конкурсантов различных конкурсов.
В условиях введения новой системы дифференцированной оплаты труда с 1 сентября 2007 года органы самоуправления, обеспечивающие государственно-общественный характер управления будут наделены полномочиями по участию в принятии решений о распределении средств стимулирующей части фонда оплаты труда. На сайте отдела создается банк данных об органах общественного самоуправления в образовательных учреждениях района.
В рамках комплексной модернизации системы образования вводится принципальная новая, дифферцированная система оплата труда. Согласно Указа Президента Чувашской Республики новая система дифференцированной оплаты труда работников общего образования вводится с 1 сентября 2007 года, при этом повысится средняя номинальная заработная плата педагогических работников по отношению к уровню 2006 года на 25 % и в два раза в течении 2008-2009 годов. На основании постановления главы Шемуршинского района с 1 сентября 2007 года работники общеобразовательных учреждений будут получать надбавки в размере 10 % , а в МОУ «Шемуршинская СОШ» начинается апробация новой системы оплаты труда. Согласно закона Чувашской Республики « О внесении изменений в Закон Чувашской Республики «Об упорядочении оплаты труда работников государственных учреждений ЧР»,оплата труда педагогических работников будет производиться исходя из размера базового должностного оклада с учётом коэффициентов и стимулирующей части фонда, куда включаются денежные выплаты за наличие государственных наград и поощрение качественной и эффективной работы. Изменится и норма рабочего времени педагогических работников. Она будет состоять из учебной и не учебной занятости. Доля стимулирующей части будет расти в 2007 году – на 10 %, в 2008 – на 20 %, в на2009 –30 %.
В 2006-2007 году в районе велась целенаправленная работа по увеличению контингента воспитанников в ДОУ. Процент охвата детей дошкольным образованием составляет 57 % ( в 2005,2006 годах был 52,2 %). Предшкольной подготовкой охвачено 65,5 % будущих первоклассников ( в 2005-2006 годах 62 %). Этому росту способствовало внедрение новых вариативных форм пребывания детей в дошкольных учреждениях. На базе МОУ «Большебуяновская СОШ» было открыто две группы кратковременного пребывания детей по подготовке к школе для детей из деревень Верхнее Буяново и Старая Шемурша. В настоящее время ощущается нехватка мест в дошкольных учреждениях в с. Шемурша, на 1 июня очередь на устройство в детский сад ожидает 19 детей в возрасте от 1,5 до 4 лет. Для решения этой проблемы планируется реконструировать здание начальной школы под дошкольное учреждение на 4 группы.
Родительская плата за содержание ребенка в детском саду составляет 14 % от общих затрат. Средний размер родительской платы – 208 рублей. Детям из многодетных семей и детям - инвалидам предоставляются льготы, таких детей 17 %. С января 2007 года выплачивается компенсация части родительской платы, за содержание ребёнка в детском саду , за 1 квартал выплачено 59 тысяч рублей.
Работники дошкольных учреждений активно участвуют в проектной деятельности, два педагога представили материалы на конкурс лучших воспитателей дошкольных учреждений на получение денежного поощрении Президента Чувашской Республики.
К сожалению, остаётся низким образовательный центр педагогов дошкольных учреждений, всего 28 % имеют высшее образование. В этом учебном году три воспитателя и заведующая Асановской школой - детский сад изъявили желание поступить в педуниверситет на дошкольное отделение, заочно.
Сегодня перед работниками дошкольных учреждений ставится задача: увеличение до 85 % охвата детей от 1,5 до 6 лет системой дошкольного воспитания, 100 % охват детей 5 – 6 лет предшкольной подготовкой, повышение качества дошкольного образования, создание условий для наиболее полного развития способностей и интересов детей дошкольного возраста; использование новых подходов в организации образовательной среды; расширение перечня образовательных услуг, представляемых детям дошкольного возраста.
В заключении хотелось бы сказать. Правильно определенные приоритеты, опоры на механические механизмы и гражданский заказ дадут реальную возможность для инновационного развития системы образования.
Уважаемые педагоги! В конце выступления я хочу поздравить вас с началом нового учебного года, пожелать вам оптимизма, энергии и удачи!