Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта -
http://shemur.cap.ru/
Деньги – сложная штука. Правильно распорядиться этим всеобщим эквивалентом умеет далеко не каждый взрослый. А дети? Чем раньше ребенок начнет постигать цену денег – моральную и материальную, тем больше у него шансов вырасти благополучным и преуспевающим человеком.
Это много или мало?
Четыре - пять лет – вполне солидный возраст для того, чтобы заметить, что папа или мама на просьбы о каких-то покупках просто открывают кошелек и покупают. А на какие-то просьбы они отвечают отказом, приговаривая, что это слишком дорого. Но почему они себя так ведут?
Старшие дошколята уже отлично знают, что деньги – это такие «волшебные» бумажки, в обмен на которые можно получить практически любую вещь. Но вот такие понятия, как «дорого – дешево», для них пока темный лес. Пора приступать к объяснениям!
· Любознательному малышу будет небезынтересно узнать, из чего складывается цена того или иного товара. Объясняйте на доступном уровне, например: стоимость материала, плюс работа по изготовлению, плюс труд продавца.
· Придя с ребенком в магазин, обращайте его внимание на стоимость того или иного товара – продуктов, игрушек, лакомств. Предлагайте сравнить стоимость машинки со стоимостью килограмма яблок и т.д. Уточняйте, что «дорого» и «дешево» может быть только по отношению к чему-то другому.
Сам себе бухгалтер.
Начальный школьный возраст – самое подходящее время для того, чтобы учить ребенка распределять имеющиеся средства. Помните, что принцип поведения в отношении денег дети всегда «списывают» со своих родителей. Причем важно в данном случае не то, что вы говорите, а то, как вы себя ведете.
· Младшего школьника полезно посвятить в таинство распределения семейного бюджета, попутно объясняя, почему вы считаете важным столько-то денег тратить на еду, а столько-то на одежду, что случилось бы, если бы вы потратились на что-то приятное, но не жизненно важное.
· Если в семье случились временные финансовые трудности (например, кто-то из домочадцев потерял работу или большую сумму денег), очень важно рассказать об этом ребенку, а не скрывать от него, втайне нервничая и страдая. Но обязательно нужно успокоить чадо, сообщив, какими путями вы собираетесь преодолевать проблемы. Вполне допустимо обсудить с ребенком, от каких расходов лучше отказаться.
· Если сын или дочь проявит инициативу и решит, от чего он готов отказаться, или предложит свои сбережения, обязательно примите с благодарностью, а потом обязательно верните. Желательно сразу же оговорить, когда вы сможете это сделать.
· Проблема из проблем – карманные деньги. Не давать их ребенку в наше время неразумно. Но вот, сколько давать и в каких случаях? Сумма должна быть такой, чтобы на нее можно было купить какие-то мелочи, которые для ребенка важны – сладости, наклейки, модные безделушки. Некоторые родители предпочитают выплачивать «зарплату» - за пятерки, вымытую посуду и т.д. Но тут есть много подводных камней. Например, опасно платить за то, что удается ребенку легко, почти без труда, кроме того, сын или дочь могут начать вами манипулировать, предлагая платить чуть ли не за каждый чих. Если вы хотите использовать карманные деньги в качестве стимула, лучше пользуйтесь системой штрафов. Заранее составьте договор, за что и на сколько вы будете урезать сумму карманных денег.
Мечты о миллионах.
Начиная примерно с 11 – 12 лет, отношения с деньгами у детей усложняются. Желания растут быстро, а возможности – существенно меньше…
- Очень полезно поручать ребенку самостоятельно что-либо оплачивать – мобильные счета на всю семью, интернет, какие-то ежемесячные абонементы. Сначала несколько раз проделайте всю процедуру оплаты вместе, а потом лишь контролируйте. Возможность распоряжаться серьезными суммами и ответственность перед семьей поднимает статус ребенка в собственных глазах.
- Если ребенок просит вас придумать способ зарабатывания денег, не отмахивайтесь от него словами: «Тебе пока рано!» Такую инициативу важно поддержать. Если готовых рецептов нет, задумайтесь, можно ли поручить ребенку выполнить какие-то элементарные процедуры по вашей работе, скажем, набрать какой-то текст на компьютере, рассортировать документы. Если вы сильны в технике и знакомые частенько просят вас починить им что-либо, например, наладить компьютер, можно «выезжать на задание» с ребенком, перекладывая часть работы (то, с чем он наверняка справится) на него. Только не забудьте по окончании разделить заработанный гонорар по справедливости!
Богач – бедняк…
Обсуждая с сыном или дочерью вопрос о материальном достатке вашей семьи, старайтесь избегать ярлыков «бедные» и «богатые». Бедность в раннем возрасте воспринимается с преувеличенным трагизмом. А достаток семьи дошколенок может расценить как принадлежность к кругу избранных (не понимая, что его заслуги в этом нет) и начать хвастаться перед сверстниками из менее обеспеченных семей. Уровень достатка лучше объяснять на примерах. Скажем, «Мы можем себе позволить каждый день кушать мясо, но красную икру покупаем только к празднику». Или: «У нас есть машина. У соседей справа ее нет. А у супругов слева – целых две».