Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта -
http://shemur.cap.ru/
Сохранение и укрепление здоровья учащихся, приучение их к здоровому образу жизни – одна из важнейших задач школы. Сегодня врачи указывают на необходимость внести элемент «здоровьесбережения» в саму технологию обучения, а не просто добавить еще один урок физкультуры или обновить стенд с плакатом о профилактике гриппа.
Здоровье детей в любой стране является первостепенной задачей, поскольку именно дети определяют будущее и составляют генофонд нации, ее научный и экономический потенциал.
Практически здоровыми сегодня можно считать лишь 34 % детей. Хроническими заболеваниями страдают 16 % школьников. Остальная половина школьников страдает теми или иными функциональными нарушениями, для которых существует риск перейти в патологию.
За последние 5 лет заболеваемость детей до 14 лет возросла на 21 %, а среди подростков – на 28 % . Особенно подвержены заболеваниям органы пищеварения, опорно-двигательный аппарат, эндокринная система, зрение, возрастает число психических расстройств.
Основные факторы риска для здоровья учеников:
- Стресс ограниченного времени (один из наиболее тяжелых стрессов, накапливаемый у взрослых в течение двух недель без отдыха, тогда как дети в таком состоянии живут годы);
- Несоответствие методик и технологий обучения возрастным особенностям учащихся;
- Стрессовая тактика педагогических воздействий;
- Интенсификация и нерациональная организация учебного процесса;
Отсутствие системной комплексной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Таким образом, не только внешкольная среда, но и сама школа в определенной степени содействует ухудшению здоровья детей. Следует отметить, что особенности работы в школе (например, длительное пребывание на ногах, высокая психоэмоциональная нагрузка) нередко приводят к нарушению здоровья и учителя.
Кроме того, частая заболеваемость детей, рост числа функциональных нарушений здоровья (в том числе, связанных с психикой) не только затрудняют образовательный процесс, но и ухудшают ту информационную среду, в которой данный процесс происходит, что, в свою очередь, увеличивает профессиональную нагрузку преподавателя, ведет к хроническому переутомлению, перенапряжению и развитию заболеваний.
По данным Минздрава России, из 6 миллионов подростков, прошедших профилактические осмотры в возрасте 15-17 лет:
- у 94,5 процента были зарегистрированы разные заболевания, основные из которых:
близорукость (за время обучения число детей с близорукостью увеличивается в 5 раз, причем у 40 процентов болезнь связана с компьютеризацией), заболевания опорно-двигательного аппарата, органов дыхания, пищеварения, нервной системы;
- у 55-83 процентов учащихся школ диагностируется повышенная невротизация, больше половины школьников имеют хронические болезни;
- до 50 процентов гимназистов заканчивают учебный день с признаками сильного переутомления, в общеобразовательных школах таких детей –20-30 процентов.
Что такое здоровый образ жизни?
«Образ жизни охватывает все существенные сферы деятельности людей: труд, формы его социальной организации, быт, формы использования людьми своего свободного времени, их участие в политической и общественной жизни, формы удовлетворения их материальных и духовных потребностей, вошедшие в повседневную практику нормы и правила поведения. Образ жизни людей оказывает решающее влияние на их образ мыслей» - БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ.
Прежде всего, речь идет о характеристике мировоззренческих понятий человека и условий его повседневной жизни с точки зрения влияния на здоровье. Воздействие традиций, привычек, общей социальной культуры и образованности доказано многими исследованиями.
В целом, здоровым образом жизни можно считать такой, который способствует долгой безболезненной и счастливой жизни человека, его полноценному развитию.