Преступность, экстремизм, терроризм — грозные опасности нашего времени. Как привить нашим учащимся иммунитет к ним?
В ситуации социальной неопределенности, нестабильности и социальной напряженности экстремальность может приобретать крайние, главным образом спонтанные черты, которые могут перерасти в экстремистские настроения. Усилившиеся с развалом Союза политические, территориальные, национально-этнические, религиозные противоречия привели к резкому обострению экстремизма в стране. Между тем, несмотря на работы российских социологов последних лет, посвященные проблематике экстремизма, в целом данное явление все еще недостаточно изучено. Однако необходимость определения глубинных причин, лежащих в основе экстремизма, требует применения целостного подхода к пониманию его сущности. Реализация такого подхода возможна на базе фундаментальных исследований, позволяющих анализировать процессы, происходящие во всем их многообразии.
Ответить на эти и другие вопросы помогают результаты исследования, проведенного в период с 26 февраля по 15 марта 2010г. Центром диагностики и консультирования отдела образования, молодежной политики и культуры совместно с социальными педагогами среди учащихся 9-11 классов образовательных учреждений района. Тема социологического опроса: «Экстремизм в среде учащихся: анализ и вопросы профилактики». В опросе приняло участие 287 школьников (65%) 9-11 классов. В процессе исследования изучалось состояние экстремальности молодежного сознания.
Что же такое экстремизм? ЭКСТРЕМИЗМ (от лат. extremus) — склонность и приверженность личности или группы к крайним взглядам или действиям. Эти меры или взгляды по своему характеру могут быть расистскими, националистическими, религиозными и социальными. Экстремизм вырастает на почве переоценки личностью своего «Я», роли и заслуг группы, утраты ими реального понимания обстановки. Экстремизм свидетельствует о пренебрежении к нормам общественного поведения, о готовности использовать насильственные меры для удовлетворения своих интересов и потребностей.
С целью понимания и уточнения отношения к экстремизму учащимся было предложено дать определение экстремизму. Результаты показали, что75% учеников правильно понимают это понятие, лишь 15% учеников затруднились ответить.
На вопрос «Испытывали ли Вы неприязнь к людям других национальностей?» 80% ответили отрицательно, 5% положительно и 15% учеников не знают.
Школьники считают наиболее опасными проявлениями экстремизма
1) захват заложников для достижения своих политических целей (62%)
2) политические убийства, физические расправы (46%)
3) акции протеста с применением насилия: поджоги, взрывы, уличные беспорядки (21%)
4)унижения, оскорбления, угрозы в адрес людей иных национальностей, вероисповеданий (25%)
5) пропаганда фашизма (12%)
6) осквернение, разрушение памятников, храмов, могил (49%)
7) провозглашение преимущественных прав одной нации над другими (7%)
8) провозглашение преимущественных прав одной религии над другими (10%)
9) запугивание, преследование политических противников (12%)
10) призывы к ликвидации свободы печати (3%)
11) я не считаю, что экстремизм опасен (0%).
Таким образом, наиболее опасными кажутся учащимся следующие проявления экстремизма: политические убийства и физические расправы, захват заложников для достижения своих политических целей, унижения, оскорбления, угрозы в адрес людей иных национальностей, вероисповеданий, осквернение, разрушение памятников, храмов, могил.
В ходе опроса был задан практически главный вопрос: Если дать определение экстремизму, как насильственное действие или призыв к нему, то, что может заставить тебя совершить подобное действие?
Школьники (72%) считают, что ничто не может их заставить совершить подобные действия.
Кроме того, учащимся не так часто приходилось за последний год сталкиваться и наблюдать проявления экстремизма, а именно:
1) сталкиваться с пропагандой: видеть листовки, газеты, журналы экстремистского содержания (19%)
2) быть свидетелем унижений, оскорблений из-за национальности или вероисповедания (8%)
3) быть жертвой унижений, оскорблений из-за национальности или вероисповедания (1 ученик )
4) быть свидетелем осквернения, разрушения памятников, храмов, могил (0%)
Результаты исследования показали, что учащиеся в основном осведомлены и правильно понимают, что такое экстремизм.
Нельзя не отметить тот факт, что 72% школьников считают, что ничто не может их заставить совершить насильственные действия; также не так часто приходилось сталкиваться и наблюдать проявления экстремизма.
По результатам полученных данных можно сделать вывод о том, что целесообразно продолжать работу по профилактике подростковой преступности и экстремизма, проводить просветительские мероприятия в этом направлении.
Педагог-психолог Центра диагностики и консультирования
отдела образования, молодежной политики и культуры
администрации Шемуршинского района
А. А. Залалтдинова