Решение Коллегии
Минобразования Чувашии № 4
от 14.11.2008
Концепция развития дошкольного образования
в Чувашской Республике до 2020 года
Введение
Стратегическое планирование развития системы дошкольного образования основывается на признании образования в целом как приоритетного направления социально-экономического развития Чувашской Республики.
Дошкольное детство является одним из главных образовательных ресурсов, по своей содержательной потенциальной емкости не уступающей ни одной из последующих ступеней образования. Особенностями дошкольного детства, обладающего самоценностью и собственной логикой развития, являются: интенсивное созревание организма и формирование психики; сензитивность для становления всех базовых компонентов культуры, обусловливающих дальнейшее личностное развитие в онтогенезе и готовность к обучению в школе.
Концепция представляет собой систему взглядов на роль государственных и общественных институтов Чувашской Республики в реализации региональной образовательной политики, направленной на инновационное развитие дошкольного образования. Концепция определяет цель, задачи, приоритетные направления развития, ресурсы и механизмы реализации и является содержательной основой моделирования локальных образовательных проектов и программ.
Современное состояние системы дошкольного образования
в Чувашской Республике
Система дошкольного образования Чувашской Республики представлена 398 дошкольным образовательным учреждением и 34 учреждениями «начальная школа - детский сад», которые посещают 51,3 тысячи детей, что составляет 68,3 процента всех детей в возрасте 1-6 лет.
Ежегодно происходит рационализация сети дошкольных образовательных учреждений, развитие учреждений и групп для детей с ограниченными возможностями здоровья. Более 40 дошкольных учреждений оказывают специализированные услуги по коррекции зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта и т.п. Разнообразными видами коррекционно-педагогической помощи охвачено более 6 тысяч воспитанников детских садов.
Расширяется практика реализации программ дошкольного образования в общеобразовательных школах и группах кратковременного пребывания детей. В настоящее время при 175 школах функционируют дошкольные группы. Для детей, не посещающих детские сады, открыто 166 групп кратковременного пребывания. В помощь семьям, воспитывающим детей дома, во всех районах и городах созданы консультационные пункты.
Расширяется деятельность дошкольных образовательных учреждений с целью полного удовлетворения образовательных потребностей родителей и воспитанников. В 100 дошкольных учреждениях оказываются дополнительные образовательные услуги на платной основе, в 46 организовано раннее обучение иностранным языкам. Платными образовательными услугами в городах пользуются 12 процентов воспитанников детских садов, в сельской местности - 3 процента.
196 детских садов (46%) используют в своей работе компьютерные технологии как средство управления, совершенствования форм и методов работы с детьми. Более половины детских садов реализуют программы нового поколения («Радуга», «Детство», «Развитие», «Школа - 2100» и др.), половина детских садов работают по республиканской «Программе воспитания ребенка-дошкольника», дополняя её содержание элементами из других программ, используя современные авторские технологии. В 280 (65 %) дошкольных учреждениях воспитательно-образовательный процесс организован на русском языке, в 146 (34%)– чувашском, в 4 (1%)– татарском.
С января 2007 года республика участвует в федеральном эксперименте по апробации моделей образования детей старшего дошкольного возраста (Приказ Минобрнауки России от 25.12.2006г. № 03-2998). В настоящее время 90 процентов детей старшего дошкольного возраста охвачены различными формами предшкольной подготовки.
Воспитание и обучение детей осуществляют 5816 педагогов, образовательный уровень которых ежегодно растет. В 2000 г. с высшим образованием было 33,4 процента педагогов, в 2008 г. – 45 процентов.
В республике создана система грантовой поддержки инновационной деятельности педагогов и дошкольных образовательных учреждений. Восьми лучшим воспитателям в 2007 году и 20 лучшим педагогам системы дошкольного образования в 2008 году присуждены денежные поощрения Приезидента Чувашской Республики. Семь лучших детских садов в 2007 году и 17 в 2008 году получили гранты по 200 тысяч рублей.
С 2000 года отмечается значительный рост потребности населения в услугах дошкольных образовательных учреждений. Численность детей, посещающих детские сады, увеличивается ежегодно на 2,5 - 3,5 процента. С этого же периода увеличивается охват детей различными формами дошкольного образования. Если в 2000 году дошкольные образовательные учреждения посещали 56,2 процента детей, то в 2008 году – 68,3.
Охват детей в возрасте 1-6 лет
дошкольными образовательными учреждениями
(процентов)
Вместе с тем в системе дошкольного образования существует ряд проблем:
§ остается нерешенной проблема общедоступности дошкольного образования - более 30 процентов детей по разным причинам не охвачены системой дошкольного образования, более 10 тысяч детей нуждаются в образовательных услугах дошкольных учреждений;
§ в городах и районных центрах наблюдается дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях, а в сельской местности - их избыток (в городах на 100 мест приходится 102 воспитанника, в сельской местности – 77);
§ недостаточно развивается сеть учреждений и групп, предназначенных для компенсации здоровья и коррекции развития ребенка, тогда как наблюдается рост хронической патологии детей и возрастает потребность родителей в коррекционно-педагогической помощи;
§ качество и набор услуг, предоставляемых дошкольными учреждениями, не в полной мере отвечают требованиям родителей;
§ боле 30 процентов детей охвачены домашним воспитанием, что требует квалифицированного социально-педагогического и психолого-педагогического сопровождения семьи со стороны как муниципальных органов управления, так и дошкольных образовательных учреждений;
§ финансовая и имиджиевая непривлекательность сферы ведет к оттоку высококвалифицированных работников из системы дошкольного образования.
Обозначенные проблемы определили приоритетные направления совершенствования существующей системы дошкольного образования и идеологию Концепции, основанную на принципиальных положениях, обусловливающих динамику развития системы дошкольного образования в Чувашской Республике.
Цель и задачи Концепции развития дошкольного образования
Методологические основы Концепции сложились из фундаментальных положений дошкольного образования:
§ о дошкольном детстве как уникальном, самоценном периоде жизни
человека, в котором закладываются основы личностной культуры;
§ о ценности образования и культуры как важнейших факторов
развития личности, общества и государства;
§ о дошкольном образовании как базовой ступени непрерывного образования, его преемственности с начальным общим образованием;
§ об исторически сложившейся, уникальной отечественной системе дошкольного образования;
§ о ребенке как субъекте детских видов деятельности, общения и поведения, активно входящем в культуру и социум, целостности его развития;
§ о возрастных и индивидуальных психологических и психофизиологических особенностях развития ребенка;
§ о психолого-педагогическом феномене «готовность ребенка к обучению в школе»;
§ об актуальности ранней диагностики и непрерывного психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка на всех этапах онтогенеза;
§ о гибкости, открытости, вариативности дошкольного образования и индивидуализации образовательного процесса;
§ о семье как основном социальном институте воспитания и домашнего образования ребенка;
§ о педагоге как творце педагогического процесса, его профессиональной культуре и субъектно-деятельностной позиции в условиях инноваций дошкольного образования.
При решении комплексных проблем дошкольного образования в условиях поликультурного региона необходимо сочетание национально-региональных, межрегиональных, общероссийских и международных интересов. Это соответствует положению о развитии и сохранении культурной идентичности ребенка в условиях цивилизационных изменений современного общества, и будет способствовать развитию детской субкультуры на основе регионально-этнической направленности содержания образования.
Цель Концепции - разработка механизмов доступности и устойчивого развития качества дошкольного образования как важнейшего ресурса, обеспечивающего развитие всех сфер жизнедеятельности ребенка и его будущего.
Цель конкретизируется совокупностью взаимосвязанных задач:
§ институциональные преобразования системы дошкольного образования с целью обеспечения государственных гарантий конституционного права ребенка на получение качественного дошкольного образования, его доступности на основе выбора вариативных организационных форм, их преемственности и индивидуализации
§ создание условий для сохранения и укрепления здоровья ребенка как главного ресурса всей его жизнедеятельности;
§ оптимизация технологического моделирования инновационной образовательной инфраструктуры и ее ресурсного обеспечения;
§ формирование нормативного правового регламента и эффективных технологий экономического сопровождения инновационного развития системы дошкольного образования;
§ развитие многоуровневой системы подготовки специалистов различного профиля;
§ развитие системы менеджмента качества дошкольного образования.
Инновационное развитие дошкольного образования предполагает конструктивное взаимодействие с различными сферами жизнедеятельности Чувашской Республики:
со сферой экономики: развитие экономической самостоятельности образовательных учреждений различных форм собственности; повышение инвестиционной привлекательности дошкольного образования для притока всех видов ресурсов – интеллектуальных, материальных, финансовых и др.;
со сферой строительства: разработка проектных решений новых типов зданий (в том числе с учетом элементов безбарьерной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья) и технологий их возведения в соответствии с требованиями комфортности и экологической безопасности; строительство и реконструкция зданий под дошкольные образовательные учреждения с учетом территориальной доступности, в соответствии с региональными нормативами обеспеченности населения услугами дошкольного образования;
с производственной сферой: развитие современных технологий обеспечения инфрастуктуры дошкольного образования в соответствии с гигиеническими и эргономическими требованиями к материалам и конструкциям, детской мебели, спортивному инвентарю, игрушкам и другому специальному оборудованию с целью создания безопасной и адекватной среды образовательного учреждения и домашнего интерьера для детей;
со сферой транспортной инфраструктуры: обеспечение адаптивными транспортными средствами детей с ограниченными возможностями здоровья с целью их интеграции в образовательное и культурное пространство; организация специальных маршрутов с целью создания условий по обеспечению доступности образования для всех детей, независимо от места проживания;
со сферой здравоохранения и социального развития: осуществление непрерывного мониторинга состояния здоровья и уровня развития ребенка; организация комплексной ранней диагностики детей с составлением индивидуального электронного паспорта для последующего психолого-медико-педагогического сопровождения; обеспечение равного доступа детей дошкольного возраста к высококачественным медицинским услугам как в городской, так и в сельской местности.
со сферой информатизации: разработка и внедрение информационных технологий специального назначения; создание и внедрение автоматизированной информационной системы управления дошкольным образованием;
со сферой культуры: обеспечение преемственности и культурологической достаточности содержания образования; интеграция образовательного и культурного пространства; обеспечение культуротворческой среды жизнедеятельности ребенка и его семьи;
со сферой физкультуры и спорта: реализация вариативных моделей и комплексных здоровьесберегающих технологий физического воспитания и развития детей с учетом соответствия их физиологической зрелости и физического здоровья.
Ресурсы и механизмы реализации Концепции
Основными направлениями совершенствования ресурсного обеспечения инновационного развития дошкольного образования Чувашской Республики являются:
§ развитие новых моделей и структур дошкольного образования
§ нормативное правовое обеспечение дошкольного образования
§ развитие новых организационно-экономических механизмов
§ обновление содержания и технологий дошкольного образования
§ развитие информационных и материально-технических ресурсов
§ повышение качества кадрового обеспечения
§ развитие системы менеджмента качества дошкольного образования
Развитие новых моделей и структур дошкольного образования
Институциональные преобразования системы дошкольного образования предусматривают типовое и видовое многообразие учреждений различных форм собственности (государственных, муниципальных, негосударственных), ведомственной и социальной принадлежности (образования, здравоохранения и социального развития, культуры, добровольных родительских сообществ и др.), в том числе с использованием новых организационно-правовых форм функционирования (автономная некоммерческая организация, автономное учреждение на основе нормативно-подушевого финансирования).
В основу структурирования системы положены вариативные модели дошкольного образования:
n модель, реализуемая на базе дошкольных образовательных учреждений в соответствии с Типовым положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 г. № 666;
n модель, реализуемая в группах полного дня на базе общеобразовательных учреждений;
n модель, реализуемая в группах кратковременного пребывания детей, дифференцированных по цели и содержанию образования (адаптационные, интегрированные, предшкольной подготовки, индивидуального развития и др.);
nмодель, реализуемая в условиях семейного (домашнего) образования (детский дом семейного типа, семейный детский сад, надомное обучение и др.)
nмодель, реализуемая в образовательных центрах микрорайона (школа раннего развития, центр творчества, студии и др.).
Возможности системных преобразований определяются новыми связями моделей дошкольного образования и внедрением актуальных структур:
- центры ранней диагностики и непрерывного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;
- инновационные ресурсные образовательные модули;
- службы ранней помощи ребенку и его семье,
- центры игровой поддержки развития и лекотеки;
- консультационные пункты и др.
Перспективы общедоступного и качественного дошкольного образования также связаны с созданием целостной системы интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Нормативное правовое обеспечение дошкольного образования
Нормативно-правовое регламентирование инновационного развития системы дошкольного образования требует разработки:
n республиканских нормативов обеспеченности населения местами в учреждениях с учетом оптимального соотношения количества мест и численности детского населения в возрасте от 2 месяцев до 8 лет;
n нормативной модели качества жизнедеятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении и в других инновационных моделях дошкольного образования;
n документов по организации муниципального заказа на услуги дошкольного образования;
n стандарта услуги дошкольного образования в форме муниципального паспорта образовательной услуги для негосударственных образовательных организаций;
n лицензионных требований к условиям организации образовательного процесса в учреждениях, реализующих основную общеобразовательную и специальную программы дошкольного образования;
n правового акта, устанавливающего нормативы финансирования и штатное расписание образовательных учреждений в зависимости от типа, вида и категории;
n документов, координирующих деятельность государственных и негосударственных учреждений, находящихся в ведении различных органов исполнительной власти, по организации интегрированного (инклюзивного) обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;
n документов по организации вариативных моделей семейного воспитания ребенка и дополнительных услуг домашнего образования;
n документов единой республиканской системы ранней диагностики и психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья через механизм межведомственного взаимодействия;
n документов, регламентирующих развитие республиканской системы ранней психолого-педагогической помощи детям;
n документов по инвестированию средств в систему дошкольного образования бизнес-структурами и частными лицами;
n документов, регулирующих инновационную деятельность дошкольных образовательных учреждений.
Развитие новых организационно-экономических механизмов
Экономическую основу развития дошкольного образования составят:
n введение нормативного подушевого финансирования дошкольного образования с учетом типов и видов учреждений;
n введение ваучерной схемы бюджетного финансирования дошкольного образования;
n внедрение новых принципов долевого финансирования дошкольных образовательных учреждений с участием родителей;
n создание благоприятных экономических условий для инвестирования средств в систему дошкольного образования бизнес-структурами и частными лицами, функционирования негосударственных дошкольных учреждений;
n внедрение муниципального заказа на услуги дошкольного образования как нового подхода в управлении бюджетным сектором в сфере образования;
n формирование многоканальных источников финансирования научно-исследовательской и инновационной деятельности в дошкольном образовании.
Обновление содержания и технологий дошкольного образования
Развитие качественных и доступных образовательных услуг требует технологической модернизации образовательной инфраструктуры:
n разработка и внедрение нового программно-методического обеспечения вариативных моделей и инновационных структур дошкольного образования;
n обновление и структурирование содержания дошкольного образования на основе выделения системных компетентностей (начальных ключевых, начальных специальных (допредметных), определение этнорегионального компонента;
n внедрение комплексных технологий образования детей с ограниченными возможностями здоровья, разработка индивидуальных образовательных маршрутов, способствующих их последовательной социализации и интеграции в массовую практику дошкольного образования;
n разработка инновационных технологий и модулей предметно-развивающей среды дошкольного образования;
n оптимизация содержательного и процессуального компонентов преемственности дошкольного и начального общего образования;
n расширение участия субъектов системы дошкольного образования в российских и международных образовательных проектах и программах с целью интеграции образовательного, научного и технологического процессов.
Развитие информационных и материально-технических ресурсов
Инновационная инфраструктура дошкольного образования требует:
n разработки долгосрочной межведомственной целевой республиканской программы строительства и реконструкции зданий под дошкольные образовательные учреждения;
n совершенствования материально-технического оснащения дошкольных образовательных учреждений в соответствии с современными требованиями к организации предметно-развивающей среды;
n обеспечения всеобщей доступности участников образовательного процесса (педагогов, детей, родителей) к электронным образовательным ресурсам нового поколения, внедрения программ дистанционного обучения;
n создания современной образовательной среды на основе использования интегрированных телекоммуникационных систем для эффективной организации управления системой дошкольного образования и повышения качества образовательных услуг;
n создания специализированных баз данных по услугам сопровождения инновационной деятельности;
n внедрения инновационных учебно-методических комплексов и цифровых образовательных ресурсов, дистанционных технологий домашнего образования и родительского просвещения, подготовки и переподготовки специалистов;
n развития сегмента республиканской сети информационных коммуникационных технологий для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Повышение качества кадрового обеспечения
Инновационная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к качеству кадрового обеспечения. С этой целью предусматривается:
n развитие эффективно функционирующей многоуровневой системы педагогического образования;
n создание системы сетевого непрерывного образования, отвечающего потребностям дошкольного образования по компетенциям и квалификациям, на основе внедрения модульных образовательных программ;
n создание условий для воспитания толерантной, поликультурной личности, формирования традиционных и трансверсальных компетентностей педагога, несущего высокую социальную ответственность за качество результатов дошкольного образования, гибко управляющего индивидуальными образовательными маршрутами детей, их личностным развитием;
n внедрение системы мер для закрепления молодых специалистов, создание условий для их профессиональной переподготовки, повышения квалификации в ведущих российских, зарубежных научных и образовательных организациях;
n развитие инфраструктуры непрерывного профессионального образования (многоуровневые научно-образовательные комплексы, служба сопровождения профессионального развития специалистов в образовательных учреждениях и др.);
n создание республиканской системы прогнозирования, постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка образовательных услуг, специалистов различной специализации и квалификации;
n обеспечение опережающей подготовки специалистов по приоритетным направлениям инновационной деятельности с целью углубления их профессиональной компетентности (специализации), а также подготовки по совмещенным профессиональным образовательным программам дошкольного и начального образования;
n внедрение механизмов стимулирования инновационной деятельности;
n совершенствование системы аттестации педагогических работников и других специалистов в соответствии с квалификационными требованиями, внедрение механизмов конкурсного отбора на замещение вакантных должностей;
n совершенствование профессиональной подготовки и переподготовки управленческих и педагогических кадров в области инновационного менеджмента, маркетинга, предпринимательской деятельности и сервисных услуг.
Развитие системы менеджмента качества дошкольного образования
Достижение качества дошкольного образования как интегрального показателя соответствия его цели и задач потребностям семьи, общества и государства требует:
n создания общественно-государственной системы управления качеством дошкольного образования;
n разработки новых механизмов комплексной оценки деятельности образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную и специальную программы дошкольного образования;
n создания и развития республиканской службы маркетинга дошкольного образования;
n внедрения системы менеджмента качества в учреждения, реализующие основную общеобразовательную и специальную программы дошкольного образования;
n организации научно-педагогической экспертизы качества дошкольной образовательной индустрии;
n внедрения системы контроля качества выполнения муниципального заказа на реализацию услуг дошкольного образования.
Прогнозируемые результаты реализации Концепции
Целью реализации Концепции является формирование эффективной инновационной системы дошкольного образования, обеспечивающей всем детям, проживающим в Чувашской Республике, равные стартовые возможности для получения качественного дошкольного образования.
Ожидаемые результаты:
§ повысится качество и доступность дошкольного образования для детей из разных социальных групп и слоев населения, независимо от места жительства и доходов родителей;
§ сложится культурный образ дошкольного детства как главный ресурс развития всех сфер жизнедеятельности ребенка и его будущего, что позволит содержательно определить его место в структуре возрастной стратификации общества;
§ осуществятся институциональные преобразования системы дошкольного образования на основе типового и видового многообразия учреждений;
§ гибкость и многофункциональность структуры дошкольного образования обеспечится оптимальным взаимодействием различных сфер жизнедеятельности Чувашской Республики;
§ сложится единое образовательное пространство гармоничного вхождения ребенка в социум и культуру (национальную и мировую);
§ содержание, современные технологии и модели инновационной образовательной инфраструктуры обеспечат полноценное личностное развитие ребенка, оптимизируют преемственность дошкольного и начального общего образования;
§ определятся новые подходы к экономическому обеспечению развития инновационной системы дошкольного образования;
§ оптимизируется нормативно-правовое регулирование инновационным преобразованием системы дошкольного образования;
§ на основе компетентностного подхода сформируется система мониторинга оценки качества инновационной деятельности специалиста и гибкая система профилей его подготовки и переподготовки;
§ сложится общественно-государственная система управления качеством дошкольного образования.
Заключение
Концепция определяет пути преобразования инновационного комплекса системы дошкольного образования в национальный ресурс развития Чувашской Республики, наращивания ее духовного, интеллектуального и экономического потенциала. Концепция ориентирует систему образования на использование внутренних резервов ее инновационного развития.
Концепция реализуется посредством разработки и выполнения комплекса локальных программ (отраслевых, межотраслевых, муниципальных др.). Эффективность ее реализации обеспечивается конструктивным сотрудничеством между органами государственной власти, местного самоуправления и общественности, направленным на актуализацию целевых инвестиций в человеческий капитал.